МЛП

Пролетарии всех стран соединяйтесь!

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Теория III.6. Международная тенденция разложения буржуазного семейного строя

III.6. Международная тенденция разложения буржуазного семейного строя

E-mail Печать PDF

III.6. Международная тенденция разложения буржуазного семейного строя

Функционирование капиталистического общественного строя основано на эксплуатации наёмного труда, на буржуазном государственном и семейном строе. Программа Марксистско-ленинской партии Германии гласит:

«Буржуазный семейный строй является неотъемлемой оборотной стороной капиталистической эксплуатации наёмного труда. Общественная жизнь всецело подчинена общественному процессу приносящего максимальную прибыль товарного производства, в то время как организация непосредственной жизни возложена на отдельную частную семью» (с. 7).

Триумф капитализма над старым феодальным строем был неразделимо связан с введением буржуазного семейного строя. В эпоху колониализма в первую очередь миссионеры, их жёны и школы при миссиях ввели буржуазный семейный строй в колониальных странах после их завоевания империалистическими державами. В Японии, быстро развивавшейся индустриальной державе, он был закреплён двумя законодательными актами от 1898 г. и 1947 г. и утвердился под давлением оккупирующей державы, США. Центральным пунктом было введение буржуазной нуклеарной семьи, буржуазных прав собственности и наследования. Ответственность за домохозяйство и воспитание детей была возложена на жену, она принуждалась к моногамии и подчинению мужу в семье.

Массовое включение женщин в международное производство

С развитием производительных сил в неоколониальных странах и ростом вывоза капитала многонациональные корпорации становились всё более заинтересованы в женской рабочей силе в промышленности и торговле. Вербовка множества наёмных работниц шла в развивающихся странах одновременно с начинающейся индустриализацией сельского хозяйства. В тенденции она уничтожала мелкокрестьянское, главным образом ведущееся женщинами самообеспечивающееся хозяйство и вызывала массовый исход из села. Занятость женщин значительно возросла во всём мире. Самые высокие темпы роста были в тех странах и регионах, где капиталистическая индустриализация вытеснила мелкокрестьянское сельское хозяйство наиболее быстро и полно. Так было прежде всего в Латинской Америке, где с 1960 г. по 2000 г. уровень занятости женщин повысился в наибольшей степени — на 14 процентных пунктов до 34.8%.

Число занятых женщин во всём мире выросло с 1960 г. по 1998 г. на 130%: с 501 млн. до 1153 млн. Это был незаурядный рост. Общее число занятых выросло за тот же период только на 108%. С увеличением занятости женщин исчезло необходимое материальное основание разделения труда, типичного для буржуазного семейного строя, — между мужчиной-кормильцем и женщиной-домохозяйкой.

Лидером в эксплуатации женской рабочей силы в 1980-х и 1990-х были «свободные экспортные зоны» (СЭЗ) или особые экономические зоны, где женщины составляли от 70% до 90% занятых. Большинство из них были в возрасте от 15-ти до 25-ти лет, незамужними и бездетными. Труд быстро подрывал их силы до телесного и душевного истощения. Обыденными были отсутствие социального страхования, неоплачиваемые сверхурочные, антисанитарные условия, побои и сексуальные злоупотребления. В книге «Schwarzbuch Markenfirmen» («Чёрная книга известных фирм») Клаус Вернер и Ганс Вейсс пишут:

««На фабрике очень жарко» — Хулия Эсмеральда Плейтес описывает ситуацию на Formosa, поставщике Nike и Adidas. — «Проветривание плохое. Мы истекаем потом и иссыхаем. Пыль забивает нос. Чтобы попить или сходить в туалет, нужно разрешение. Охрана проверяет фирменные пропуски, так что за день нельзя выйти больше раза или двух. Помещения грязны, нет туалетной бумаги. Питьевая вода тоже нечистая. Выходя с фабрики, мы должны терпеть унизительный обыск. Работницы охраны… ощупывают тебя по всему телу»… Профсоюзы на Formosa не разрешены» (сс. 192-193).

Социолог Ингеборг Вик проанализировала причины таких условий в статье «Frauenarbeit in Freien Exportzonen» («Женский труд в свободных экспортных зонах»):

«Такая политика вербовки выгодна для предприятий СЭЗ по многим соображениям: а) в среднем женщины зарабатывают только 50-70% от заработной платы их коллег-мужчин… б) будучи новичками на рынке труда, они редко состоят в профсоюзе; в) не имея возможности сравнить, они с большей готовностью соглашаются на предложенные условия труда, чем опытные рабочие; г) из-за обусловленной полом низкой квалификации у них вряд ли есть альтернатива на рынке труда; д) предприятия используют большую текучесть женской рабочей силы для особо интенсивного изнашивания человеческой рабочей силы» (Parnreiter/Novy/Fischer [Hrsg.], «Globalisierung und Peripherie» («Глобализация и периферия»), с. 192).

Империалистическая политика уравнивания способствует интернационализации капиталистического способа производства

С середины 1970-х во всём мире была развёрнута империалистическая политика уравнивания под координацией ООН. Её целью была, главным образом, отмена феодальных преград и образование социальных предпосылок для эксплуатации женщин в качестве наёмных работниц. С помощью четырёх Всемирных конференций по положению женщин и в особенности своего «Десятилетия женщин» 1975-1985 гг. ООН пыталась унифицировать буржуазную женскую политику на международном уровне. Существенной целью было приспособление женской политики к потребностям интернационализации капиталистического способа производства. Этой цели должно было служить формальное юридическое уравнивание, а также элементарное образование, здравоохранение и усилия по резкому снижению рождаемости в развивающихся странах.

Уровень рождаемости чрезвычайно снизился во всех регионах мира. Чем больше повысился уровень занятости женщин, тем больше снизился уровень рождаемости. С падением уровня рождаемости повысилась средняя ожидаемая продолжительность жизни. На Ближнем Востоке и в Северной Африке, где занятость женщин наиболее возросла, наиболее снизился также и уровень рождаемости — на 53%, а ожидаемая продолжительность жизни увеличилась в среднем на 10 лет. Не в последнюю очередь с таким развитием дел было связано сокращение неграмотности среди женщин. Способность читать, писать и считать — это предпосылка труда в современном производстве.

В этот период во многих странах были завоёваны и введены охрана материнства, меры против материнской и младенческой смертности, права собственности и наследования для женщин, а также их доступ к средствам контрацепции. Эти законы, однако, часто оставались только на бумаге и едва ли наблюдались в реальной общественной жизни. Империалистическая политика уравнивания тесно связала это развитие со всемирным распространением мелкобуржуазного феминизма. Даже малые шаги вперёд провозглашались значительными мерами по достижению равноправия женщин, утверждением их «репродуктивных прав» и права на самоопределение. Книга «Neue Perspektiven für die Befreiung der Frau» («Новые перспективы освобождения женщины») комментирует:

«Мелкобуржуазный феминизм, как существенная составная часть общественной системы мелкобуржуазного образа мышления, был интегрирован в систему политического осуществления господства и служил расколу. Мелкобуржуазный феминизм клеймит действительное общественное неравенство между мужчинами и женщинами, не уничтоженное несмотря на юридическое уравнивание, и отвечает на это борьбой между полами» (Stefan Engel/Monika Gärtner-Engel, «Neue Perspektiven für die Befreiung der Frau», с. 105).

Но как могло быть возможно самоопределение женщин в странах, развитие которых отмечено растущей бедностью, разбухающей задолженностью, усиленной эксплуатацией со стороны многонациональных корпораций и всё большим числом экологических катастроф? Представительницы боевого женского движения во всём мире выступили против представления, что целей самоопределяющихся женщин возможно достичь простыми мерами вроде контроля рождаемости. Фарида Ахтар из Бангладеш, известный критик империалистической политики уравнивания и народонаселения, писала в 1994 г.:

«Мы не хотим питать иллюзии, что в бангладешских программах контроля за населением «право» играет какую-то роль. Эти программы навязываются нам… В Бангладеш стратеги депопуляции нацелились на бедных женщин. Смешно говорить в отношении их жизней о праве на распоряжении собственным телом… Они продвигают и продают на рынках экспериментальные контрацептивы и используют тела женщин как подопытных кроликов» (цит. по: Cornelia Schlebusch, «Bevölkerungspolitik als Entwicklungsstrategie» («Политика народонаселения как стратегия развития»), с. 176).

Ведущие представители финансового капитала вроде штатовского банкира Дэвида Рокфеллера открыто говорят об истинных мотивах приверженности женской политике и планированию населения. Согласно отчёту Фонда Рокфеллера, «нехватка ресурсов, часто обостряемая приростом населения, подрывает качество жизни, доверие правительству, и угрожает дестабилизировать многие районы мира… Невозможно делать бизнес в странах, потрясённых политическими волнениями или слишком бедных, чтобы покупать наши продукты» (Rockefeller Foundation, High Stakes: The United States, Global Population and Our Common Future (Высокие ставки: Соединённые Штаты, мировое население и наше общее будущее), Forward by D. Rockefeller, www.una.dk/ffd/rs.htm; выделение наше).

С середины 1970-х на основе таких мер развилась чрезвычайно противоречивая тенденция международного выравнивания жизненных условий масс: каждый шаг из феодальной отсталости превращался в империалистической действительности в обострение удвоенной эксплуатации и угнетения масс женщин. Ещё Карл Маркс проанализировал фундаментальную нелепость в развитии капитализма, проявляющуюся особенно разительно в двойной эксплуатации и угнетении масс женщин:

«Конечно, труд производит чудесные вещи для богачей, но он же производит обнищание рабочего. Он создаёт дворцы, но также и трущобы для рабочих. Он творит красоту, но также и уродует рабочего. Он заменяет ручной труд машиной, но при этом отбрасывает часть рабочих назад к варварскому труду, а другую часть рабочих превращает в машину. Он производит ум, но также и слабоумие, кретинизм как удел рабочих» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 42, с. 90).

Реорганизация капиталистического производства довела это положение до крайности. Богатство богатых и бедность бедных взорвались по всему миру. Даже ведомая буржуазной женской политикой Всемирная конференция по положению женщин в Пекине была вынуждена признать это; в её принятой в 1995 г. Платформе действий мы можем прочитать:

«Это привело к распространению несказанной бедности. Из более чем 1 млрд. чел., живущих в глубочайшей бедности, женщины — подавляющее большинство. Быстрый процесс изменения и приспособления во всех секторах также привёл к росту безработицы и неполной занятости, что особенно затронуло женщин» (Bundesministerium für Familie, Senioren, Frauen und Jugend [Hrsg.], «Dokumentation der Erklärung und Aktionsplattform der 4. Weltfrauenkonferenz 1995» («Документация Декларации и Платформы действий 4-й Всемирной конференции по положению женщин, 1995 г.»), с. 15).

Приватизация прежде государственных предприятий и распродажа международным монополиям дающих максимальную прибыль секторов привела к чрезвычайному вздорожанию социальных услуг для масс населения. Государство оставило себе только минимальное и неполнокачественное основное обслуживание. Это было скандальным социальным регрессом, поскольку семьям были возвращены общественные задачи воспроизводства непосредственной жизни, которые ранее были уже шаг за шагом огосударствлены. И это женщины в первую очередь должны были выполнять этот неоплачиваемый труд по обеспечению членов семьи питанием, заботой о здоровье и образованием. ООН доказала, что неоплачиваемый труд в семьях по-прежнему ложится, главным образом, на плечи женщин:

«Более половины всего рабочего времени женщин расходуется на неоплачиваемый труд… Ответственность за уход за детьми лежит, главным образом, на женщинах, тратящих на это в два с лишним раза больше времени, чем мужчины» («Die Frauen der Welt 2000 – Trends und Statistiken» («Женщины мира в 2000 г. — тенденции и статистика»), сс. 128-129).

Демонтаж социальных достижений был прикрыт с флангов продвижением по всему миру негосударственных организаций, прежде всего со стороны ООН, МВФ и Мирового банка. Многие из неправительственных организаций финансировались и управлялись из империалистических стран. Они действовали как малозатратная социальная «самопомощь» и дали империалистам прежде всего то преимущество, что широкие массы приняли их и предпочли государственным учреждениям и коррумпированным правительствам, давно утратившим авторитет. Однако их существенной функцией являлось увязывать социальные меры по стабилизации буржуазного семейного строя с разложением растущей политизации и революционизации женщин.

Кризис буржуазного семейного строя как международное явление

Кризис буржуазного семейного строя был определён в книге «Neue Perspektiven für die Befreiung der Frau» следующим образом:

«Кризис буржуазного семейного строя характеризует растущую неспособность капиталистического общества воспроизводить себя, не говоря уже об удовлетворении основных жизненных потребностей масс. Он иллюстрирует вскрытие антагонистических противоречий в производстве и воспроизводстве человеческой жизни в капиталистических условиях и стал хроническим» (с. 123).

Его главные признаки проявились в ФРГ с середины 1970-х:

· превышение уровня смертности над уровнем рождаемости;

· постоянно растущее число прекращений браков (в т.ч. и по причине смерти партнёра) в сравнении с бракосочетаниями;

· быстрый рост одиночных домохозяйств и семей с одним родителем, в то время как типичная буржуазная нуклеарная семья с отцом-кормильцем, матерью-домохозяйкой и детьми всё более становилась исключением.

Эти признаки хронического кризиса буржуазного семейного строя к настоящему моменту более-менее присутствуют во всех ведущих индустриальных странах мира.

Во всех шести проанализированных странах (табл. 68) снизилось число рождений в абсолютном измерении за 1960-2000 гг. Снижение числа рождений было особенно сильным в таких странах как Германия (-495 тыс.), Япония (-415 тыс.) и Россия (-1523 тыс.). Хотя отрицательная тенденция народонаселения с превышением смертей над рождениями отмечена только в Германии с 1980 г. и в России в 1990-х. В России дела шли особенно драматично: превышение смертей над рождениями составило 958 тыс. В большинстве стран, кроме Японии и США, также значительно снизилось число бракосочетаний. Превышение смертей над рождениями, помимо Германии и России, демонстрировали также Греция (с 1998 г.), Италия (с 1995 г.), Швеция (с 1998 г.), Чехия (с 1995 г.) и Украина (с 1993 г.).

Конечно, такая статистика нисколько не отражает всех масштабов тенденции к бессемейности, с проблемой которой вынуждена сталкиваться всё большая часть человечества. С одной стороны, значительная часть масс в более бедных странах живёт в нигде не зарегистрированных отношениях. С другой стороны, зарегистрировано много формальных отношений, хотя они в действительности вовсе не существуют или прекратились. Доклад ООН о положении женщин мира в 2000 г. подытожил проблему следующим образом:

«По всему миру меняются обстоятельства жизни женщин, мужчин и семей. Всё больше семей распадается из-за того, что их члены расходятся. Существует много различных обстоятельств, в которых могут жить семьи: супруги или партнёры живут раздельно, особенно, если супруг оставляет семью в поиске работы; пары расходятся и/или разводятся; дети живут без одного или обоих родителей; молодые люди живут отдельно от своих семей; пожилые люди живут одни, а не с близкими родственниками» («Die Frauen der Welt 2000 — Trends und Statistiken», с. 40).

Мировые миграционные потоки, вызванные войнами и экологическими катастрофами или экономической вынужденностью, разрывают семейные структуры. В 1993 г. этим были затронуты 650 млн. чел., более 10% мирового населения. К 2002 г. их число выросло до 1.0-1.2 млрд. чел. или шестой части мирового населения. Число людей, живущих не в своих родных странах, выросло с 75 млн. (1965 г.) до 165 млн. (2000 г.). Эти мировые миграционные потоки стали существенной причиной скачкообразного роста одиночных домохозяйств и семей с одним родителем. В конце 1990-х 35% всех домохозяйств мира возглавлялось женщинами. Эти женщины были вынуждены взять на себя нераздельную, зачастую очень тяжёлую ответственность за выживание «семьи» и, повсюду в мире, это принесло им повышенный риск бедности.

Подлинная проблема бессемейности, в частности среди пролетариата, состоит в том, что при буржуазном семейном строе оно ведёт к явно недостойным человека жизненным и семейным условиям. Частная ответственность за производство и воспроизводство человеческой жизни при капитализме делает нуклеарную семью основной экономической единицей. Этим она становится важнейшей социальной поддержкой для широких масс, в особенности во время болезни, безработицы и нужды. При капитализме этому нет альтернативы.

Разрушение семейных отношений усугубляет нужду и нищету растущей части масс, подвергая угрозе их существование, и вызывая общее разрушение жизненных условий. Африканка Дебби Тейлор сожалеет в своём эссе «Если бы я могла править…», что её муж был вынужден оставить её, став мигрирующим рабочим:

«Он потерян для моей деревни… Он спит в общей спальне неподалёку, рукой подать; или под стальными листами, в автобусном переезде от завода; или между белыми бетонными панелями, в автомобильном переезде от офиса. Поначалу он приезжает домой раз в год, навещая нас, посылает деньги каждый месяц, видит сны своего детства. Но скоро он забывает, чем обязан деревне. И теперь я одна в трети наших домов, моя дверь широко открыта для мужа, который никогда не вернётся. Кто я? Всего лишь женщина. Неприметная женщина. Я тружусь за двоих — за мужчину и за женщину» (цит. по: Ekkehard Launer (Hrsg.), «Zum Beispiel Frauen Alltag» («Примеры женских будней»), с. 56).

Современное рабство в виде торговли людьми и долговой неволи драматично растёт. По оценкам организации по правам человека Anti-Slavery International, 27 млн. чел. живут как рабы в домах и на производстве, среди них 8 млн. детей. Торговля людьми считается сектором, занимающим третье место по прибыльности после торговли оружием и наркотиками.

Вынужденная бессемейность масс имеет, в частности, далеко идущие последствия для детей всего мира. Число «уличных детей»[1] и зверская эксплуатация детского труда увеличились по всему миру. По оценке Фонда ООН помощи детям (ЮНИСЕФ), от 100 до 200 млн. детей живёт и работает на улице. Эта тенденция ни в коем случае не ограничивается развивающимися странами — по оценкам, даже в Германии есть до 40 тыс. уличных детей и это число имеет тенденцию к росту.

Сотни миллионов уличных детей как международное явление — продукт обострения противоречий и развёртывания разрушительных сил империализма. Большинство детей работает, чтобы обеспечить собственное выживание или внести вклад в доход семьи. ЮНИСЕФ сообщает:

«Во многих случаях они сменяют несколько работ одну за другой: утром они доставляют газеты, в полдень — моют автомобили, а вечером идут попрошайничать… Но многие уличные дети также перебиваются незаконными действиями вроде воровства, наркоторговли и проституции» («UNICEF Information», www.unicef.de).

Доля девочек среди уличных детей быстро росла. ЮНИСЕФ сообщает о положении в Эфиопии:

«Каждый четвёртый уличный ребёнок — девочка. Число молодых матерей среди них, живущих с маленькими детьми на улицах в бедственных условиях, растёт… Во многих случаях девочки были изнасилованы. Многие потеряли места прислуги из-за беременности. Эти крайне молодые матери испытывают недостаток самых необходимых вещей…» («UNICEF Programme — Äthiopien», с. 1).

Уличные дети подвергаются чрезвычайной эксплуатации, лишению прав и репрессиям со стороны государства или частных лиц. В 1980-х в латиноамериканских странах были созданы «эскадроны смерти», которые по поручению богачей и бизнесменов убивали уличных детей. Исследование ЮНИСЕФ сообщает:

«В настоящее время преднамеренные и случайные убийства — наиболее частая причина смерти молодёжи в Колумбии. Только в 1994 г. было убито св. 2500 детей и подростков» («UNICEF Information», www.unicef.de).

Как бы разрушительно такая ситуация ни воздействовала на жизнь масс, в то же время она создаёт силы для своего преодоления. Уличные дети борются и организуются, чтобы выжить и суметь заработать. Удвоенные эксплуатация и угнетение женщин во всём мире обостряются; но, растущее вовлечение женщин в международное производство и повышение их культурного и политического уровня создают основу осознания ими, что они могут решить свои проблемы не в семье, а только на уровне общества.

Это в существенной степени способствовало возникновению международного женского движения, ставшего между тем во всём мире важным политическим фактором. Книга «Neue Perspektiven für die Befreiung der Frau» подытожила его значение для международной освободительной борьбы:

«Результат этого разрушения жизненных основ сотен миллионов людей — то, что женщины всё больше входят в противоречие с империализмом. Международное женское движение бурно развилось именно в ответ на такое развитие дел. Поскольку женщины осознают империалистические эксплуатацию и угнетение как коренную причину своего положения, их борьба за освобождение женщины приобретает антиимпериалистический характер. Таким образом, она становится частью всемирной борьбы за освобождение от империализма» (сс. 203 и 205).



[1] Дети, зарабатывающие на проживание или постоянно живущие на улице.

 

На развитие сайта


Реставрация капитализма в СССР

 

Это наверное первый наиболее полный и комплексный анализ причин приведших к катастрофе СССР в 1991 году.

Автор - заслуженный ветеран европейского рабочего и коммунистического движения, известный германский ученый и антифашист.

Данный труд написан простым и доступным языком, отлично переведен на русский и лишен излишнего академизма, а также сложных и ненужных языковых построений.

Сам Вилли Диккут прекрасно говорил по-русски. Он также не из книг был знаком с жизнью в СССР, где трудился на уральских заводах еще в 20-30 годы, где у него осталась первая семья и множество друзей.

Он учит:

..."ХХ Съезд КПСС обозначил приход к власти мелкобуржуазной переродившейся бюрократии, которая незаметно смогла развиться в партийном, государственном и экономическом аппаратах СССР. Это было наиболее значительным поражением, которое революционное рабочее движение испытало за последнее столетие"...

 

В целом данный серьезный теоретический труд читается легко и приятно, что называется "на одном дыхании".

И если Вы интересуетесь политикой книга "Реставрация капитализма в СССР" будет Вам просто необходима, как для саморазвития, так и для участия в спорах и дискуссиях по тем или иным актуальным современным вопросам

 

Цена на книгу Вилли Диккута «Реставрация капитализма в СССР» 150 руб + стоимость доставки по почте (около 50 рублей)

Способ оплаты - электронные деньги или почтовый перевод

Заказы посылайте на 5425421@gmail.com

Издательство: Слово, Победа (2004)

ISBN: 5-221-00007-7

Объём: 500 стр.

Формат: 84x108/32