{jcomments on}
Академик М. В. М И Т И Н
1
Марксистская диалектика — единственно научный творческий метод, дающий возможность большевистской партии с научной точностью вскрывать закономерности исторического развития общества и на этой основе правильно развертывать свою практическую деятельность. Творческое применение марксистского диалектического метода к анализу особенностей каждой исторической полосы, теоретическое его обогащение на основе решения новых задач занимает одно из важнейших мест в трудах И. В. Сталина. То, что дано товарищем Сталиным в учении о марксистском диалектическом методе, представляет собой новый шаг вперед в развитии диалектического материализма.
Основоположники научного коммунизма — Маркс и Энгельс совершили великий революционный переворот в философии, явились создателями материалистического диалектическою метода. Впервые за всю историю философии в их трудах диалектика поднялась на подлинно научную ступень, стала действительным отражением закономерностей развития природы и общества.
Материалистическая диалектика стала орудием познания мира, орудием революционного изменения мира. Окончилась спекуляция диалектическими понятиями, характерная для немецкой идеалистической философии конца XVIII и первой трети XIX века. Впервые диалектика явилась подлинным орудием для обобщения итогов общественного развития, опыта классовой борьбы, итогов развития всех отраслей знания. В трудах Маркса и Энгельса диалектика стала творческим методом анализа противоречий живой жизни. Гениальное творение К- Маркса «Капитал», вырвавшее почву из-под ног капитализма, произведение, в котором с такой точностью был обоснован закон возникновения, развития и неизбежной гибели капиталистического строя, явилось классическим образцом творческого применения марксистского диалектического метода.
С предельной ясностью указал Маркс в послесловии к I тому «Капитала» принципиальную противоположность его метода идеалистической диалектике Гегеля. «Мой диалектический метод,— писал он,— не только в корне отличен от гегелевского, но представляет его прямую противоположность. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург [творец, созидатель] действительного, которое представляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней... У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно» («Капитал», т. I, 1949, стр. 19). В этом же послесловии Маркс отметил, что -в своей рациональной, «научной форме диалектика внушает буржуазии и ее идеологическим холопам злобу и ужас, так как включает в себя не только положительное понимание существующего, но также и ^понимание его отрицания, его необходимой гибели. Маркс показал, что его диалектика ни перед чем не преклоняется и по своему существу представляет собой метод подлинно критический и подлинно революционный. Диалектика действительной жизни, указывал далее Маркс, показывает неизбежность гибели капиталистического общества и неминуемость победы пролетариата.
Коренная противоположность марксистского диалектического метода гегелевской идеалистической диалектике состояла и в том, что у Гегеля мистифицированная диалектика понятий фактически выступала как примирение противоположных понятий, как их «опосредование». Гегелевская диалектика» в силу своего идеалистического характера, не могла вскрыть действительных противоречий жизни, природы и общества. У Маркса и Энгельса же диалектика выступает, наоборот, как подлинно научное орудие исследования жизненных противоречий, изучения и вскрытия жизненных антагонизмов.
Диалектика Гегеля была обращена к прошлому, в то время как материалистическая диалектика Маркса и Энгельса обращена не только к прошлому, но и к настоящему и к будущему. Гегель как идеолог немецкой аристократической реакции 20—30-х годов XIX столетия, направленной против идей французского материализма и французской революции, воспевавший пруссачество, рабски преклонявшийся перед ним и объявивший монархию Фридриха-Вильгельма III венцом исторического развития, не мог, естественно, повернуть диалектику в сторону будущего. Только идеологи рабочего класса, историческая роль которого состоит в том, чтобы свергнуть капитализм и построить коммунизм, класса, которому принадлежит будущее, направили диалектический метод в сторону этого будущего.
В. И. Ленин указывал, что наиболее существенным, наиболее новым и «гениальным шагом вперед в истории революционной мысли» было то, что Маркс и Энгельс не только теоретически сформулировали основные законы материалистической диалектики, но и применили ее ко всем областям знаний, к переработке политэкономии, философии, естествознания, политики и тактики рабочего класса.
Таков был великий переворот в философии, совершенный Марксом и Энгельсом. Выработка ими материалистической диалектики явилась научным открытием первой величины. Впервые за всю историю философии диалектика стала наукой.
•Маркс и Энгельс, однако, развертывали свою деятельность в период промышленного капитализма, когда капитализм еще шел вперед по восходящей линии, когда его противоречия не дошли до крайней точки, когда он еще не исчерпал внутренних сил своего развития, когда, наконец, пролетарская революция не стояла еще в порядке дня как прямая и непосредственная задача.
В конце XIX и в начале XX века наступила новая историческая эпоха — эпоха империализма. Капитализм в целом в этот период уже идет по нисходящей линии, он становится капитализмом умирающим, все его противоречия доходят до крайней степени обострения. В эту историческую эпоху свержение капитализма путем пролетарской революции становится в порядок дня перед рабочим классом как прямая и непосредственная задача. В эту новую историческую эпоху развернул свою деятельность В. И. Ленин — верный ученик и последователь Маркса и Энгельса, гениальный продолжатель их идей, создатель ленинизма. Эпоха Ленина и есть эпоха, когда пролетарская революция под гениальным водительством Ленина и Сталина победила в одной стране, открыла эру пролетарской демократии — эру Советов. Товарищ Сталин дал классическое определение ленинизма. «Ленинизм,— указывал он,— есть марксизм эпохи империализма и пролетарской революции. Точнее: ленинизм есть теория и тактика пролетарской революции вообще, теория и тактика диктатуры пролетариата в особенности» (Соч., т. 6, стр. 71). Ленинизм вырос, получил свое оформление в условиях, когда период подготовки рабочего класса к революции перерос уже в прямой непосредственный штурм капитализма. Ленинизм вырос и оформился тогда, когда наступила эра крушения капитализма, эра пролетарских революций и победы диктатуры пролетариата. Естественно, что в эту новую историческую эпоху потребовалось дальнейшее развитие всех составных частей марксизма, всех сторон марксистского учения.
Великая историческая заслуга В. И. Ленина состояла в том, что он развил марксизм и применил его в этой новой полосе развития. Теоретический вклад, внесенный Лениным в развитие марксистского учения, неоценим. Огромно новое теоретическое богатство, которое создал В. И. Ленин, развив марксистский диалектический метод. Товарищ Сталин писал: «То, что дано в методе Ленина, в основном уже имелось в учении Маркса, являющемся, по словам Маркса, „в существе своём критическим и революционным". Именно этот критический и революционный дух проникает с начала и до конца метод Ленина. Но было бы неправильно думать, что метод Ленина является простым восстановлением того, что дано Марксом. На самом деле метод Ленина является не только восстановлением, но и конкретизацией и дальнейшим развитием критического и революционного метода Маркса, его материалистической диалектики» (там же, стр. 87—88).
Ленин обогатил марксистский диалектический метод новыми выдающимися теоретическими положениями, поднявшими этот метод на новую, высшую ступень. Ленин развил дальше, конкретизировал формулировки законов диалектики, данные Энгельсом в его книге «Анти-Дюринг». Как известно, Энгельс в «Анти-Дюринге» сформулировал следующие три закона диалектики: 1) закон единства противоположностей, 2) закон перехода количества в качество, 3) закон отрицания отрицания. Изложение законов диалектики Энгельс дал в борьбе против Дюринга, который выступал с антинаучными бессмысленными возражениями против марксовой диалектики, отождествляя ее с идеалистической диалектикой Гегеля. Наглое и претенциозное самовосхваление сопровождалось у Дюринга невежественным охаиванием диалектического метода, а также и того прогрессивного, что было у Гегеля в вопросе о диалектике. Именно эта конкретная ситуация и задача борьбы против Дюринга привели к тому, что в формулировке законов материалистической диалектики Энгельс, если можно так выразиться, «кокетничал» гегелевской манерой выражения. Здесь происходило, примерно, то же, что было с Марксом, когда он приступал к работе над «Капиталом». Маркс в послесловии ко второму изданию «Капитала» указывал, что, в то время когда сварливые, претенциозные, ограниченные эпигоны с особым удовольствием третировали Гегеля, он объявил себя учеником этого мыслителя и «в главе о теории стоимости местами даже кокетничал характерной для Гегеля манерой выражения» («Капитал», т. I, 1949, стр. 19).
Естественно, что новые исторические условия и новый опыт общественной борьбы, новые открытия в области естествознания потребовали дальнейшего уточнения, конкретизации и обогащения законов материалистической диалектики. В известной работе «Карл Маркс» В. И. Ленин следующим образом кратко излагает основные черты диалектического метода: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе („отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; — „перерывы постепенности"; превращение количества в качество; — внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; — взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения,— таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии» (Соч., т. 21, стр. 38).
В этой краткой, энциклопедической характеристике диалектического метода В. И. Ленин идет дальше Энгельса в формулировке основных черт диалектического метода, конкретизирует, развивает, обогащает законы диалектики. Дальнейшим развитием материалистической диалектики и ее законов является гениальный набросок В. И. Ленина «К вопросу о диалектике», знаменитые 16 элементов диалектики, изложенные им в «Философских тетрадях». С особой глубиной очертил В. И. Ленин вопрос о единстве и борьбе противоположностей как о ядре диалектики.
Теоретически обогащая диалектический метод, поднимая его на новую, высшую ступень, В. И. Ленин гениально применил его ко -всем вопросам новой исторической эпохи: и к вопросам политической экономии, и к философии, и к естествознанию, и к политике, и к тактике рабочего класса. Ленин вооружил большевистскую партию Советского Союза, а также коммунистические и рабочие партии всех стран непобедимым оружием для борьбы за полное уничтожение капиталистическою гнета на земле.
За 30 с лишним лет своей политической и теоретической деятельности Ленин поднял на новую, высшую ступень все революционное учение рабочего класса, обогатил и дополнил его новыми величайшими теоретическими ценностями. Великан теоретической мысли и революционной практики, В. И. Ленин — создатель коммунистической партии (большевиков), основатель Советского государства — научно раскрыл закономерности последней фазы капитализма, обосновал путь пролетарской диктатуры и условия победы социализма как в нашей стране, так и во всем мире.
После смерти В. И. Ленина прошло более 25 лет. Новая эпоха в историческом развитии нашей страны, эпоха революционных потрясений во всем мире, по справедливости носит название Сталинской эпохи.
Это — эпоха победы социализма на одной шестой части земного шара и постепенного перехода от социализма к коммунизму в СССР. Это — эпоха разгрома германского фашизма и японского империализма, победы народной демократии в ряде стран Центральной и Восточной Европы и перехода их на путь социалистического строительства. Это — эпоха победы Великой китайской революции и установления народной республики в Китае. Это — эпоха могущественного подъема национально-освободительной борьбы в колониях и полуколониях, близкого крушения колониальной системы империализма и прогрессирующего кризиса и развала всей капиталистической системы. Это — эпоха неуклонного роста сил коммунизма, мира и демократии. Построение социализма в СССР представляет собой величайший поворот в истории человечества. Это — всемирно-историческая победа рабочего класса и крестьянства СССР.
И. В. Сталин, верный, последовательный, гениальный ученик В. И. Ленина, развивающий его идеи в новых исторических условиях, обогатил учение Ленина по всем вопросам, выдвинутым событиями этой великой эпохи. И. В. Сталин конкретизирует и развивает дальше марксистский Диалектический метод. Новая ступень исторического развития, новые условия классовой борьбы пролетариата, новый гигантский опыт, накопленный большевистской партией, потребовали новых теоретических обобщений. Великая историческая заслуга товарища Сталина состоит в том, что он творчески развил теорию ленинизма. Опираясь на учение Ленина, конкретизируя и развивая его, товарищ Сталин всесторонне развил марксистский диалектический метод, творчески применяя его к исследованию всех вопросов обеспечения победы социализма и коммунизма в СССР, дальнейшего развития общего кризиса капитализма, к задачам всемерного укрепления большевистской партии, к задачам, выдвинутым Великой Отечественной войной и победой над фашизмом, к анализу борьбы двух лагерей в мире, к изучению эпохи крушения капиталистического общества, к победе народной демократии в ряде стран Европы и Азии.
И. В. Сталин — великий мастер диалектического метода. Он отточил это творческое орудие познания исторического процесса и решения самых сложных и актуальных вопросов рабочего движения, борьбы коммунизма против капитализма; «...диалектика,— писал товарищ Сталин,— есть душа марксизма» (Соч., т. 12, стр. 70).
То, что сделано И. В. Сталиным в развитии марксистского диалектического метода, в теоретической трактовке его основных черт, в диалектическом анализе всех вопросов новой исторической полосы,— это вершина в развитии марксистской философии, в развитии марксистского диалектического метода.
И. В. Сталин — творец новых величайших философских ценностей, новых крупнейших философских обобщений. И. В. Сталин поднял на новую, высшую ступень марксистский диалектический метод, обобщая новейший исторический опыт, накопленный развитием общественных и естественных наук. Марксистский диалектический метод в трудах И. В. Сталина нашел высочайшее свое развитие. Для великого Сталина характерно умение вскрывать своеобразие каждой новой исторической обстановки и задач, стоящих перед партией, и выделять наиболее важные стороны этого своеобразия, особое умение подчеркивать моменты, характеризующие старую обстановку, и выявлять то новое, что возникло и было создано волей коммунистической партии. Ему свойственно особое умение найти обстоятельства, причины, которые вызвали переход к новому, умение нащупать основное звено каждого исторического периода. Глубочайшее проникновение в своеобразие каждой исторической обстановки, классический анализ особенностей каждой исторической полосы, постановки особых своеобразных задач, вытекающих из этой обстановки,— характерная черта, присущая произведениям товарища Сталина.
И. В. Сталин обогатил марксистский диалектический метод анализом различных групп и типов противоречий общественной жизни, а также различных форм разрешения этих противоречий. На основе анализа сложнейших и острейших противоречий борьбы двух систем в международном масштабе, сложнейших противоречий переходного периода от капитализма к социализму, на основе анализа противоречий периода социализма и постепенного перехода от социализма к коммунизму в СССР, товарищ Сталин показал особенности и формы общественных противоречий этой новой исторической эпохи, научно обосновал задачи большевистской партии, пути и методы их решения.
Товарищ Сталин раскрыл диалектику классовой борьбы в условиях пролетарской диктатуры; он показал диалектику нэпа, раскрыл противоречия, присущие социалистическому обществу в СССР, и особые пути и формы преодоления этих противоречий в условиях социализма. И. В. Сталин раскрыл противоречия и антагонизмы, присущие капиталистическому миру на стадии его общего кризиса, противоречия между социализмом и капитализмом. Научный анализ всех этих форм и типов противоречий составил новую страницу- в развитии общественной науки, дал новое обогащение марксистского диалектического метода в целом.
Теоретическая разработка И. В. Сталиным марксистского диалектического метода опирается также на новейшее развитие естествознания, на рост и процветание диалектико-материалистического естествознания в СССР. В эту новую историческую эпоху в области естественных наук произошли события огромной- принципиальной важности. Можно сказать, что народилось диалектико-матёриалистическое естествознание. Получила свое блестящее развитие мичуринская биология, построенная на диалектико-материалистических методологических основах. Значение этого факта в истории науки столь велико, что бесспорно можно говорить о новой эпохе в развитии биологи и. За этот период выросла Павловская материалистическая физиология, означающая новый этап в развитии физиологии и медицины. Выросло марровское материалистическое учение о языке. В СССР получает развитие материалистическая физика ядра атома. Все это — явления принципиально нового порядка в науке, внутренне связанные с эпохой победы социализма в СССР.
Все теоретическое богатство по вопросу о законах материалистической диалектики, какое дано было К* Марксом в «Капитале», Ф. Энгельсом в «Анти-Дюринге» и в других произведениях, все, что было разработано дальше В. И. Лениным по вопросам марксистского диалектического метода в «Материализме и эмпириокритицизме», в «Философских тетрадях» и других его трудах,— все это систематизировано, обобщено и развито дальше И. В. Сталиным в его гениальной, работе «О диалектическом и историческом материализме». Товарищ Сталин в характеристике черт марксистского диалектического метода обобщил гигантский опыт борьбы большевистской партии. В трактовке основных черт марксистского диалектического метода товарищем Сталиным мы имеем сейчас самую глубокую, соответствующую современной исторической эпохе трактовку принципов марксистской диалектики.
Нельзя дать в краткой статье изложение всего того нового, что вносит товарищ Сталин в развитие всех черт марксистского диалектического метода. Это требует специальной, большой работы. Мы выделим здесь только некоторые отдельные вопросы.
Одним из важнейших положений диалектического метода, конкретизируемого и развиваемого дальше товарищем Сталиным, является положение о неодолимости нового в борьбе со старым. Товарищ Сталин уделяет этому вопросу в трактовке марксистского метода большое внимание. Положение это находит яркое подтверждение во* всех общественных событиях и явлениях эпохи Ленина и Сталина. В России, в течение короткого исторического периода, произошли три революции: буржуазно-демократическая революция 1905 года, буржуазно-демократическая революция в феврале 1917 года и Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая новую эру в истории человечества. В нашей стране, в ожесточенной борьбе с силами старого, победил новый, социалистический строй. Огромные сдвиги под влиянием Октябрьской революции и победы социализма в СССР произошли во всем мире.
В такое революционное время, в период грандиозной перестройки общественных отношений, ломки старых общественных связей, глубокого революционного изменения условий жизни миллионов людей, в период небывалого в истории по масштабам и темпам возникновения и развития новых общественных отношений, естественно, что борьба нового со старым, борьба сил обновления против всего отжившего, занимает центральное место. В эпоху революционных сдвигов, революционного преобразования мира, когда разрушается старое и вырастает новое, при необычайно быстрых темпах развития нового, естественно, что с особой силой раскрывается значение диалектического закона о неодолимости нового.
Положение о неодолимости нового в борьбе со старым является конкретизацией учения о развитии. Рост, развитие в природе и обществе невозможны без постоянного обновления, без возникновения нового. Не может быть подлинного развития там, где нет смены старого новым. Новое во всех областях жизни природы и общества возникает не случайно, а закономерно. Оно обладает большими внутренними силами, способностью к дальнейшему развитию, в то время как старое уже исчерпало внутренние силы своего движения вперед. Новое поэтому неодолимо, ему принадлежит будущее. Подлинно новое есть более высокая, более прогрессивная ступень и по своим возможностям и по своим результатам. Новое в общественной жизни отвечает назревшим материальным потребностям, коренным интересам дальнейшего движения общества вперед. Новое не приходит самотеком, оно прокладывает себе дорогу в ожесточенной борьбе со старым. Никакие силы старого, никакое сопротивление его не в состоянии приостановить развития нового.
Всестороннему обоснованию этих важнейших выводов марксистского диалектического метода товарищ Сталин уделяет большое внимание в своих произведениях. Еще в работе «Анархизм или социализм?» им уже была дана основная формулировка этого положения марксистской диалектики. «То, что в жизни рождается,— писал И. В. Сталин,— и изо дня в день растёт,— неодолимо, остановить его движение вперёд невозможно. То есть, если, например, в жизни рождается пролетариат как класс и он изо дня в день растёт, то как бы слаб и малочислен ни был он сегодня, в конце концов он всё же победит. Почему? Потому, что он растёт, усиливается и идёт вперёд. Наоборот, то, что в жизни стареет и идёт к могиле, неизбежно должно потерпеть поражение, хотя бы оно сегодня представляло из себя богатырскую силу. То есть, если, например, буржуазия постепенно теряет почву под ногами и с каждым днём идёт вспять, то как бы сильна и многочисленна ни была она сегодня, в конце концов она всё же потерпит поражение. Почему? Да потому, что она как класс разлагается, слабеет, стареет и становится лишним грузом в жизни» (Соч., т. 1, стр. 298—299).
Такова классическая характеристика неодолимости нового, которую дал товарищ Сталин еще в 1906—1907 годах. Следует отметить, что это понимание диалектического процесса развития было выдвинуто товарищем Сталиным в период, когда революция 1905 года потерпела временное поражение и наступил период реакции. Мысли И. В. Сталина о неодолимости нового, о неминуемом поражении старого вдохновляли революционеров на дальнейшую борьбу, убеждали их в том, что период реакции — явление временное, что этот период неизбежно сменится новым, с еще более могущественным подъемом революционной борьбы пролетариата против буржуазно-помещичьего режима, что в конце концов новое, прогрессивное, представленное рабочим классом и его революционной партией, победит.
В работе «О диалектическом и историческом материализме» И. В. Сталин дальше развивает положение о неодолимости нового, дает законченную характеристику этого вопроса: «Для диалектического метода,— сказано там,— важно прежде всего не то, что кажется в данный момент прочным, но начинает уже отмирать, а то, что возникает и развивается, если даже выглядит оно в данный момент непрочным, ибо для него неодолимо только то, что возникает и развивается» («Вопросы ленинизма», стр. 537).
Эти теоретические положения, обобщающие опыт борьбы нового со старым, являются шагом вперед в развитии марксистского диалектического метода.
Товарищ Сталин на протяжении всей своей деятельности, при разрешении любых теоретических и политических вопросов, применяет эти развитые им положения диалектического метода.
Приведем некоторые примеры, из которых будет видно, в какой неразрывной связи находится теоретическая трактовка диалектического метода И. В. Сталиным с его конкретным анализом борьбы рабочего класса за свое освобождение. Товарищ Сталин показал неодолимость нового на росте пролетариата, который стал гегемоном революционного движения в России, выступил в качестве главной революционной силы по свержению царизма и буржуазного господства, который является ведущей силой при строительстве и победе социализма в СССР. Товарищ Сталин показал неодолимость нового в борьбе СССР и Советской Армии в период Великой Отечественной войны против германского фашизма, против черных сил реакции и прошлого. Он показывает неодолимость сил социализма в борьбе против умирающего капитализма, неодолимость сил народной демократии, сил мира против поджигателей новой войны.
В своем произведении «Анархизм или социализм?» товарищ Сталин писал: «В восьмидесятых годах прошлого столетия в среде русской революционной интеллигенции возник большой спор. Народники утверждали, что главная сила, которая может взять на себя „освобождение России",— это мелкая буржуазия деревни и города. Почему? — спрашивали их марксисты. Потому, говорили народники, что мелкая буржуазия деревни и города составляет теперь большинство и, кроме того, она бедна и живёт в нищете.
Марксисты отвечали: верно, что мелкая буржуазия деревни и города теперь составляет большинство и что она действительно бедна, но разве в этом дело? :;Мелкая буржуазия уже давно составляет большинство, но до сих пор она без помощи пролетариата никакой инициативы в борьбе за „свободу" не проявляла. А почему? Да потому, что мелкая буржуазия как класс не растёт, наоборот, она изо дня в день разлагается и распадается на буржуа и пролетариев. С другой стороны, разумеется, и бедность не имеет тут решающего значения: „босяки" беднее мелкой буржуазии, но никто не скажет, что они могут взять на себя „освобождение России".
Как видите, дело заключается не в том, какой класс сегодня составляет большинство или какой класс беднее,— а в том, какой класс крепнет и какой разлагается.
. И так как пролетариат — это единственный: класс, который непрерывно врастёт, и крепнет, который двигает вперёд общественную жизнь и собирает вокруг себя все революционные элементы, то наша обязанность — признать его главной силой в современном движении, стать в его ряды и сделать его передовые стремления своими стремлениями» (Соч., т. 1 стр. 299—300).
Так И. В. Сталин раскрывает сущность диалектического подхода марксистов к вопросу о перспективах борьбы рабочего класса в России, в отличие от метафизического подхода, и указывает на полное непонимание действительности, которое было характерно для народников. Именно потому, что рабочий класс представлял будущее, выражал новое, прогрессивное в развитии, именно потому, что его рост отвечал коренным интересам общественного движения, он представлял более высокую ступень развития, ему принадлежало будущее, его дело было верным и неодолимым. Весь последующий ход исторических событий целиком подтвердил эти замечательные положения И. В. Сталина. Победили марксисты, и потерпели полное банкротство народники; победил марксистский диалектический метод, и потерпел полное банкротство идеалистический и метафизический метод при анализе общественных явлений.
Обратимся к некоторым примерам из произведений И. В. Сталина, относящихся к советскому периоду» В своем отчетном докладе на XV съезде партии в декабре 1927 года товарищ Сталин указывал, что борьба между новым и старым, между нарождающимся и отмирающим, является основой нашего развития. Он говорил: «Ведь наше развитие идёт не в порядке плавного, огульного подъема вверх. Нет, товарищи, у нас есть классы, у нас есть противоречия внутри страны, у нас есть прошлое, у нас есть настоящее и будущее, у нас есть противоречия между ними, и мы не можем продвигаться вперёд в порядке плавного покачивания на волнах жизни. Наше продвижение протекает в порядке борьбы, в порядке развития противоречий, в порядке преодоления этих противоречий, в порядке выявления и ликвидации этих противоречий.
Никогда не будем мы в силах, пока есть классы, иметь такое состояние, когда можно будет сказать: ну, слава богу, теперь всё хорошо. Никогда этого не будет у нас, товарищи.
Всегда у нас что-либо отмирает в жизни. Но то, что отмирает, не хочет умирать просто, а борется за своё существование, отстаивает своё отжившее дело.
Всегда у нас рождается что-либо новое в жизни. Но то, что рождается, рождается не просто, а пищит, кричит, отстаивая своё право на существование» (Соч., т. 10, стр. 330—331).
Товарищ Сталин указал, что большевистская партия является ведущей силой всего движения вперед Советской страны, и так как движение вперед невозможно без решительной поддержки нового, прогрессивного и критики старого, отживающего, то одной из важнейших задач большевистской партии является задача развертывания боевой революционной самокритики.
В положениях о том, что движение вперед Советской страны протекает в порядке борьбы противоречий и их преодоления, в порядке борьбы нового со старым, товарищ Сталин сформулировал закон нашего развития.
В этих положениях мы имеем глубокое философское обобщение опыта классовой борьбы в условиях пролетарской диктатуры, опыта строительства социалистического общества.
Понимание этой борьбы, понимание неодолимости сил нового против пережитков прошлого вооружает большевистскую партию для решения ее великих исторических задач.
Известно, какое огромное Значение в жизни Советской страны приобрело стахановское движение. Широко известны классические оценки этого движения как начала нового, высшего этапа социалистического соревнования, как движения, закладывающего основу ликвидации противоположности между трудом умственным и трудом физическим, как наиболее жизненного и непреодолимого движения современности, подготавливающего условия для перехода от социализма к коммунизму, данные в речи И. В. Сталина на Первом Всесоюзном совещании стахановцев 17 ноября 1935 года.
Определяя роль и значение стахановского движения, выясняя силу и непобедимость того нового, что стахановское движение внесло в развитие советского хозяйства, товарищ Сталин говорил: «Только движение, которое вполне назрело и ждет толчка для того, чтобы вырваться на волю,— только такое движение могло распространиться так быстро и нарастать, как снежный ком» («Вопросы ленинизма», стр. 498).
В чем же была, причина такого быстрого развития стахановского движения? Причина состояла в том, что выросли новые люди в промышленности, создавшие новые технические нормы и сломавшие старые, отжившие технические нормы. Стахановское движение выросло на основе коренного улучшения материального положения рабочих, на основе отсутствия у нас эксплуатаций, на основе того, что трудовой человек в стране Советов в почете, что он работает не на эксплуататоров, а на свой класс, на все общество. Стахановское движение было выражением того, что в Советской стране была создана новая техника, оно органически связано было с этой новой техникой. На благотворной почве советского строя выросли новые кадры, которые сумели оседлать эту новую технику и выжать из нее максимум того, что она способна была давать. Вот почему это новое, родившееся движение оказалось неодолимым, вот почему стахановское движение, этот высший этап в развитии социалистического соревнования, решительно проложило себе путь в борьбе со старым и так быстро охватило всю страну.
Товарищ Сталин показал, что это новое в развитии нашей промышленности рождалось и вырастало в острой борьбе со старым, в борьбе с теми, кто цеплялся за устаревшие технические нормы, кто ориентировался на отсталость, исходил из отсталости и не хотел понимать силы нового. Неодолимость этого движения состояла в том, что оно выражало более высокую ступень развития нашего рабочего класса, нашей промышленности и по своим возможностям, и по своим результатам. Это новое целиком отвечало коренным интересам общественного развития Советской страны. Вот почему это движение оказалось таким неодолимым. Вот почему у него оказалось такое замечательное будущее.
Стахановское движение стало в нашей стране мощным фактором подъема культурно-технического уровня трудящихся города и деревни. Оно приняло поистине всенародный характер, стало выражением неиссякаемой творческой инициативы рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, могучей движущей силой нашего уверенного, поступательного хода вперед, к коммунизму.
Обобщая итоги Великой Отечественной войны в речи на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа города Москвы 9 февраля 1946 года, блестяще применяя марксистскую диалектику к оценке результатов нашей победоносной борьбы против фашистских захватчиков, товарищ Сталин отметил непобедимую силу советского общественного и государственного строя.
Советский общественный и государственный строй явился результатом победы новых, самых прогрессивных сил и тенденций общественного развития. Они представляют силы обновления общества, борьбы против старого эксплуататорского строя. Они обладают колоссальной внутренней мощью. Естественно, что новый общественный и государственный строй не мог не победить в борьбе с самыми реакционными и оголтелыми силами империализма,
«Наша победа,— писал товарищ Сталин,— означает прежде всего, что победил наш советский общественный строй, что советский общественный строй с успехом выдержал испытание в огне войны и доказал свою полную жизнеспособность.
Как известно, в иностранной печати не раз высказывались утверждения, что советский общественный строй является „рискованным экспериментом", обречённым на провал, что советский строй представляет „карточный домик", не имеющий корней в жизни и навязанный народу органами Чека, что достаточно небольшого толчка извне, чтобы этот „карточный домик" разлетелся в прах.
Теперь мы можем сказать, что война опрокинула все эти утверждения иностранной печати, как беспочвенные. Война показала, что советский общественный строй является подлинно народным строем, выросшим из недр народа и пользующимся его могучей поддержкой, что советский общественный строй является вполне жизнеспособной и устойчивой формой организации общества.
Более того. Теперь речь идёт уже не о том, жизнеспособен или нет советский общественный строй, ибо после наглядных уроков войны никто из скептиков не решается больше выступать с сомнениями насчёт жизнеспособности советского общественного строя. Теперь речь идёт о том, что советский общественный строй оказался более жизнеспособным и устойчивым, чем несоветский общественный строй, что советский общественный строй является лучшей формой организации общества, чем любой несоветский общественный строй.
Наша победа означает, во-вторых, что победил наш советский государственный строй, что наше многонациональное советское государство выдержало все испытания войны и доказало свою жизнеспособность» («Речь на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы 9 февраля 1946 г.», Госполитиздат, 1946, стр. 9—10).
Так, в анализе сложнейших вопросов общественной жизни, в оценке исторических событий, в разработке стратегии и тактики большевистской партии, в выработке практических мероприятий товарищ Сталин применяет марксистский диалектический метод, положения о борьбе нового со старым и о неодолимости нового. Обобщая великий и непревзойденный опыт большевистской партии, И. В. Сталин дал новые теоретические характеристики марксистского диалектического метода, являющиеся замечательными завоеваниями марксистско-ленинской философии.
III
И. В. Сталин обогатил марксистский диалектический метод в вопросе о противоречиях. На основе глубокого обобщения сложнейших общественных противоречий эпохи гибели капиталистического общества, борьбы двух систем — социализма и капитализма — на мировой арене, на основе анализа общественных отношений и классовой борьбы переходного периода от капитализма к социализму в СССР, противоречий социализма, товарищ Сталин дал исчерпывающую характеристику различных видов и типов общественных противоречий. Он раскрыл своеобразный характер противоречий, присущих империализму, и противоречий, присущих стране социализма, качественно различных по форме и по своему содержанию, требующих также и различных путей и методов их разрешения и преодоления.
Товарищ Сталин всесторонне исследовал внутренние и внешние противоречия эпохи строительства социализма в СССР, раскрыл пути и методы преодоления этих противоречий. Он показал коренное отличие противоречий советского общества от противоречий, присущих буржуазному строю; он показал, что законом буржуазного строя является рост, обострение непреодолимых на почве этого строя противоречий, и, наоборот, законом советского общества, где нет антагонистических классов, является смягчение, преодоление противоречий в порядке проведения правильной политики Советского государства и большевистской партии.
В. И. Ленин, отмечая диалектический характер общественного развития, идущего в противоречиях и путем противоречий, указывал, что вся история капитализма и рабочего движения является ярким примером этого, и только диалектический материализм дает возможность охватить эти противоречия, вскрыть их характер, их природу и найти правильные пути их разрешения.
И. В. Сталин, как верный ученик и гениальный продолжатель дела Ленина, строго следует этим ленинским установкам, развивая их в связи с новыми задачами, какие жизнь непрерывно выдвигает перед большевистской партией.
Одним из самых характерных свойств оппортунистов является мелкобуржуазное игнорирование противоречий общественной жизни, стремление замазать эти противоречия, отвернуться и уйти от них. Ленин и Сталин все время воюют против мелкобуржуазной иллюзии, будто возможно замазать общественные противоречия. Ленин требовал от марксистов умения доводить противоречия до их остроты, умения воспитывать массы в развитии сознания этих противоречий. Примирение противоречий классовой борьбы способно, говорил он, только душить революционную энергию масс. Диалектический же анализ действительности позволяет увидеть и проследить развитие общественных противоречий.
Положив в основу ленинские идеи, товарищ Сталин дал исчерпывающий анализ противоречий новой исторической полосы. Великое значение этой теоретической работы товарища Сталина состоит в том, что он со всей полнотой раскрывает противоречивые тенденции исторического развития, положительные и отрицательные явления и факты, прошлое и будущее в общественном развитии, отмирающее и нарождающееся в истории. Раскрывая внутреннее содержание процесса общественного развития, рассматривая и изучая многообразие реальных противоположностей, товарищ Сталин проникает тем самым в законы развития общественной жизни. Поэтому его выводы и прогнозы так научно точны. Это приводит к научному предвидению общественного развития, дает возможность безошибочно определять линию практического поведения большевистской партии.
В качестве одного из Образцов диалектического анализа международной обстановки может быть взята статья товарища Сталина «К международному положению и задачам компартий», написанная Им в марте 1925 года.
В этой статье товарищ Сталин прежде всего анализирует факты международного положения, имеющие положительное значение для буржуазии, говорящие об успехах капитализма. Каковы же были эти явления? Капитализму удалось в 1925 году вылезть из трясины послевоенного кризиса. Это выразилось в стабилизации валюты в ряде буржуазных государств, в известном росте мировой торговли, в расширении производства в отдельных странах и т. д. Англо-американский блок проводил так называемую «дауэсизацию» побежденной в первой мировой войне Германии, т. е. вместо метода военного подавления фактически перешел к методу финансового порабощения Германии. В центре Европы закончился период послевоенного революционного подъема. Рабочее движение Германии из периода штурма вступало в период накопления сил.
Далее товарищ Сталин выделяет факты, имеющие отрицательное значение для капитализма. Каковы же были эти явления? Шел процесс роста противоречий между капиталистическими группами, ослаблявших и разлагавших капитализм, шла открытая и прикрытая борьба между Англией и Америкой из-за нефти, между англо-американским блоком и Японией из-за восточных районов, между порабощенной Германией и Антантой и т. д. Рост этих противоречий свидетельствовал о том, что «успехи капитала непрочны, что процесс „оздоровления" капитализма таит в себе предпосылки его внутренней слабости и разложения» (И. В. Сталин, Соч., т. 7, стр. 53).
Далее, как отмечал товарищ Сталин, шел процесс роста и укрепления национально-освободительного движения в Индии, Китае, Египте, Индонезии, в Северной Африке, которое подтачивало и подрывало тыл капитализма. Это показывало, что успехи капитализма и в этой области не могли быть устойчивыми. Шел также непрерывный рост рабочего и профсоюзного движения, которое конкретно в начале 1925 года сказывалось в глубоком кризисе Амстердамского объединения профсоюзов, в борьбе за единство Профдвижения со стороны английских профсоюзов и в решительной поддержке этой борьбы советскими профсоюзами и т. д. Это подтачивало и ослабляло амстердамскую профсоюзную бюрократию, являвшуюся одной из самых надежных опор капитализма. Далее, в числе особо отрицательных фактов для капитализма, отмечал товарищ Сталин, являлось дальнейшее укрепление экономического могущества Советского Союза. Товарищ Сталин писал: «...уже одно существование Советского государства представляет для империализма смертельную опасность. Вот почему не могут быть прочными никакие успехи империализма, пока существует на свете и развивается Советское государство» (Соч., т. 7, стр. 55).
Подробный анализ всех этих тенденций, положительных и отрицательных, в международном положении приводил к выводу, что капиталистическая стабилизация непрочна, неустойчива, является временной, что непреодолимые для капитализма противоречия должны будут сказываться все сильнее, что общий кризис капитализма будет прогрессировать.
«Борьба этих противоположных тенденций, отрицательных и положительных,— писал товарищ Сталин,— составляет основу и содержание современного международного положения» (Соч., т. 5, стр. 55).
Следует при этом отметить, что в анализе международного положения товарищ Сталин вовсе не рассматривает положительные и отрицательные для капитализма тенденции как равнозначные, как равноправные. Противоречивые тенденции в развитии — вовсе не равнозначны. Такое рассмотрение тенденций развития было бы объективистским подходом к действительности. Между тем анализ международного положения, даваемый товарищем Сталиным, отличается глубочайшей партийностью. И. В. Сталин устанавливает, что положительные для капитализма явления — временные, а отрицательные явления — коренные. В тот исторический момент, т. е. в 1925 году, верх брали временные факты положительного порядка, но это отнюдь не значило, что они в состоянии снять, прекратить или уничтожить коренные отрицательные явления.
«Не может быть сомнений,— писал товарищ Сталин,— что со временем должны победить отрицательные для капитализма, благоприятные для революции тенденции, ибо империализм неспособен разрешить разъедающие его противоречия, ибо он способен лишь временно залечить их для того, чтобы они вскрылись потом и развернулись с новой сокрушающей силой. Но несомненно также и то, что в настоящий момент берут верх тенденции положительные, благоприятные для капитализма.
В этом особенность нынешнего международного положения» (там же, стр. 56).
Весь последующий ход исторического развития целиком подтвердил эти положения товарища Сталина. Не успела развернуться временная стабилизация капитализма, как капитализм уже вступил в новый экономический кризис огромной разрушительной силы. Мы знаем, далее, как каждый год последующего периода подтверждал пункт за пунктом этот конкретный анализ обстановки.
Товарищ Сталин не ограничивался в данной статье только теоретическим анализом международной обстановки. Он делает из этого анализа обстановки практические выводы для международного рабочего революционного движения, для нашей коммунистической партии. Один из главных выводов состоит в том, чтобы «использовать до дна все и всякие противоречия в лагере буржуазии на предмет разложения и ослабления её сил, на предмет усиления позиций пролетариата» (там же, стр. 57).
Товарищ Сталин подчеркивает, что «Советский Союз является оплотом революционного движения всех стран, что сохранение и усиление Советского Союза означает ускорение победы рабочего класса над мировой буржуазией» (там же, стр. 58).
Таков этот исключительный по силе и глубине анализ международной обстановки, сложившейся к началу 1925 года. В рассмотренной здесь работе товарища Сталина был дан анализ конкретной ситуации вполне определенного исторического периода. Но сила и значение этого анализа таковы, что И. В. Сталиным были вскрыты существенные тенденции и процессы, характерные для современного империализма в целом. Все конкретные явления международной обстановки 1925 года были взяты в свете положения послевоенного капитализма в целом, на фоне его общего кризиса. Общее и частное, единичное и особенное в этом анализе представлено в подлинно диалектическом единстве. Данный анализ международной обстановки является великолепной иллюстрацией к теоретическим положениям о диалектическом методе, имеющимся в работе товарища Сталина «О диалектическом и историческом материализме».
Полным глубокого смысла и значения является более подробный анализ международной обстановки, данный товарищем Сталиным на XIV съезде ВКП(б) в декабре 1925 года. Основным и решающим было в то время наличие известного относительного равновесия сил между страной социализма и капитализмом, наличие двух стабилизации — стабилизации капитализма, временной, непрочной, ведущей к дальнейшему обострению основных противоречий капиталистической системы, и стабилизации социализма, стабилизации прочной, устойчивой, ведущей к непрерывному укреплению Советской страны. Отсюда, указывал товарищ Сталин, и некоторый период «мирного сожительства» между миром пролетариата и миром буржуазии, некоторое равновесие сил между системами.
«В основе всего этого лежит внутренняя слабость, слабость и немощность мирового капитализма» с одной стороны, и рост революционного движения рабочих вообще, особенно рост сил у нас, в Стране Советов,— с другой.
Что лежит в основе этой слабости капиталистического мира?
В основе этой слабости лежат те непреодолимые для капитализма противоречия, в рамках которых складывается всё международное положение,— противоречия, которые непреодолимы для капиталистических стран и которые могут быть преодолены только в ходе развития пролетарской революции на Западе.
Что это за противоречия? Их можно свести к пяти группам.
Первая группа . противоречий, это — противоречия между пролетариатом и буржуазией в капиталистических странах.
Вторая группа противоречий, это — противоречия между империализмом и освободительным движением колоний и зависимых стран.
Третья группа противоречий это — те противоречия, которые развиваются и не могут не развиваться между государствами-победителями в империалистической войне и государствами побеждёнными.
Четвёртая группа противоречий, это — те противоречия, которые развиваются и не могут не развиваться между самими государствами-победителями.
И пятая группа противоречий, это — те противоречия, которые развиваются между Страной Советов и странами капитализма в целом.
Вот те пять основных групп противоречий, в рамках которых протекает развитие нашего международного положения» (Соч., т. 7, стр. 262—263).
Товарищ Сталин далее указывает, что, не рассмотрев природы и роста этих противоречий, нельзя ничего понять в международном положении нашей страны. Диалектический анализ этих жизненных противоречий международной обстановки и составлял важнейшую часть доклада товарища Сталина на XIV съезде ВКП(б).
Как видим, товарищ Сталин требует ясного понимания природы И роста противоречий, без чего невозможно понимание всего хода исторических событий. Этот анализ природы капиталистических противоречий современной эпохи, их роста, их непреодолимости, их своёобразного проявления в каждый данный исторический момент является классическим образцом применения марксистского диалектического метода. Этот анализ является доказательством великой творческой силы диалектического метода. Острым резцом диалектического анализа товарищ Сталин раскрыл закономерности общественного развития эпохи.
Товарищ Сталин не ограничился анализом общих противоречий всей международной обстановки. Он дал анализ внутреннего положения Советского Союза. Исходный пункт этого анализа был следующий:
«Мы работаем и строим в обстановке капиталистического окружения. Это значит, что наше хозяйство и наше строительство будут развиваться в противоречии, в столкновениях между системой нашего хозяйства и системой хозяйства капиталистического. Этого противоречия нам не избегнуть никак. Это есть рамки, в пределах которых должна протекать борьба двух систем, системы социалистической и системы капиталистической» (Соч., т. 7, стр. 297—298).
Особое значение имеет рассмотрение товарищем Сталиным противоречий между Советским Союзом и капиталистическим миром. Самое главное здесь состоит в том, что после победы Великой Октябрьской ^социалистической революции, после появления на свет Советского государства, капитализму был нанесен сокрушительный удар. «Мир раскололся на два лагеря: на лагерь империализма и лагерь борьбы против -империализма» (там же, стр. 281). Во главе лагеря капитализма, указывал товарищ Сталин, стали Англия и Америка, во главе лагеря борцов против империализма стал Советский Союз. В связи с таким расколом мира образовалось два центра притяжения в мире. Товарищ Сталин указывал тогда, в 1925 году, что «создаются два основных, но противоположных центра притяжения и сообразно с этим — два направления тяги к этим центрам во всём мире: Англо-Америка — для буржуазных правительств и Советский Союз — для рабочих Запада и революционеров Востока. Англо-Америка привлекает своим богатством, у них можно получить кредиты. Советский Союз привлекает своим революционным опытом, опытом по борьбе за освобождение рабочих от капитализма и угнетённых народов от империализма. Я говорю о тяге рабочих Европы и революционеров Востока к нашей стране. Вы знаете, что значит для европейского рабочего или для революционера угнетённых стран побывать у нас, как они паломничают к нам, и какая существует тяга всего честного и революционного во всём мире в нашу страну.
Два лагеря, два центра притяжения» (там же, стр. 281—282).
Этот анализ раскрыл основную закономерность борьбы двух систем в мире после победы Великой Октябрьской социалистической революции. Как бы ни изменялось конкретное соотношение сил на мировой арене в каждый определенный исторический момент, какие бы поправки в расположение этих сил и их взаимоотношения ни вносила живая жизнь,— эта основная линия борьбы двух центров притяжения останется до победы социализма во всемирном масштабе. Так, диалектическое раскрытие основного противоречия в международном положении, данное товарищем Сталиным в 1925 году, отвечая конкретно на ситуацию того времени, поднималось вместе с тем до высочайшего обобщения противоречий исторического развития нашей эпохи.
Оппортунисты, верные лакеи капитализма, превозносили стабилизацию капитализма чуть ли не как новую эру процветания капитализма. Они замазывали противоречия капитализма. Они, как типичные метафизики, проходили мимо его коренных пороков и язв, мимо того обстоятельства, что уже нет всеохватывающей и устойчивой системы капитализма. Эти жалкие трубадуры капитализма клеветали, говоря о якобы неустойчивом характере стабилизации советской системы. Действительность жестоко посмеялась над ними и показала всю правоту И. В. Сталина.
Каковы же были внутренние противоречия нашей страны? Однотипны ли эти противоречия с теми, которые присущи капиталистическому миру? Преодолимы ли они внутренними силами или нет? Правильный ответ на эти вопросы являлся основой правильного решения вопроса о возможности победы социализма в нашей стране. Опять-таки, если говорить о теоретическом существе этих вопросов, то дело заключалось в том, чтобы дать глубокий диалектико-материалистический анализ основных внутренних противоречий Советской страны и на основе этого анализа правильно решать практические задачи. Классический ответ товарища Сталина на эти вопросы дан в его работе «К вопросам ленинизма» (1926 год). Вот этот ответ:
«Что такое возможность победы социализма в одной стране?
Это есть возможность разрешения противоречий между пролетариатом и крестьянством внутренними силами нашей страны, возможность взятия власти пролетариатом и использования этой власти для построения полного социалистического общества в нашей стране, при сочувствии и поддержке пролетариев других стран, но без предварительной победы пролетарской революции в других странах.
Без такой возможности строительство социализма есть строительство без перспективы, строительство без уверенности построить социализм. Нельзя строить социализм, не будучи уверен, что его можно построить, не будучи уверен, что техническая отсталость нашей страны не является непреодолимым препятствием к построению полного социалистического общества. Отрицание такой возможности есть неверие в дело строительства социализма, отход от ленинизма.
Что такое невозможность полной, окончательной победы социализма в одной стране без победы революции в других странах?
Это есть невозможность полной гарантии от интервенции, а значит, и реставрации буржуазных порядков, без победы революции, по край1 ней мере, в ряде стран. Отрицание этого бесспорного Положения есть отход от интернационализма, отход от ленинизма» (Соч., т. 8, стр. 65—66).
Принципиальная, качественная противоположность двух систем выражается, таким образом, в коренном, качественно противоположном характере основных противоречий этих систем. Там, в лагере империализма, непреодолимые противоречия, непрерывный рост и обострение их, неразрешимость этих противоречий в рамках капитализма. Там, в лагере империализма, противоречия носят антагонистический характер, они не могут окончиться иначе, чем ожесточенной классовой борьбой и победой пролетариата, победой национально-освободительной борьбы в колониях и, в конечном счете, свержением власти капитала и установлением социализма во всем мире.
Здесь, в советском лагере, противоречия между основными классами, рабочим классом и крестьянством, преодолимы, разрешимы, не носят антагонистического характера, должны окончиться и оканчиваются победой социализма, постепенным переходом от социализма к коммунизму, когда все сольются в едином союзе тружеников коммунистического общества.
Разработка этих вопросов — выдающаяся теоретическая заслуга товарища Сталина. На переломном этапе развития нашей революции, когда решался вопрос об основном направлении генеральной линий большевистской партии, когда презренные капитулянты, троцкисты и бухаринцы, выродившиеся в агентов иностранных разведок, пытались тянуть партию и страну на путь реставрации капитализма, кристально ясный диалектико-материалистический анализ развития Советской страны
и международной обстановки, данный товарищем Сталиным, вооружил большевистскую партию непобедимым оружием марксистско-ленинской теории, вдохновил трудящихся на построение социализма в СССР. Ярким образцом диалектико-материалистического анализа противоречий современного капитализма является дальнейшее обобщение закона неравномерности развития капитализма в империалистическую эпоху, данное товарищем Сталиным. Закон этот был открыт В. И. Лениным и является одним из выдающихся его открытий в общественной науке. Известно, что закон этот лежит в основе ленинского вывода о возможности победы социализма в отдельных странах в эпоху империализма. Борясь против ленинской теории победы социализма в одной стране, троцкистско-зиновьевские враги большевистской партии вели также борьбу и против этого ленинского закона. Они утверждали, что при империализме неравномерности развития меньше, чем в период домонополистического капитализма. Они совершенно запутывали дело, смешивая в одну кучу вопрос об уровне развития буржуазных стран в эпоху империализма с законом о неравномерности развития капитализма. Товарищ Сталин, разоблачая троцкистов, в своей работе «Еще раз о социал-демократическом уклоне в нашей партии» (1926 г.) как раз и указывал, что смертным грехом при теоретическом рассмотрении законов империализма является антидиалектическое, антинаучное смешение неравномерности развития при империализме с разницей в уровне развития отдельных капиталистических стран. Товарищ Сталин считает, что в эпоху империализма действительно происходит известное ослабление разницы в уровне развития отдельных стран, происходит известная нивелировка, подравнивание этих стран в экономическом отношении. Однако это никоим образом не означает, что ослабляется действие закона неравномерности развития при империализме. Как раз наоборот: действительные процессы совершенно иные; в условиях империализма происходит огромное увеличение этой неравномерности развития. Товарищ Сталин пишет: «Увеличивается или уменьшается эта разница в уровне развития? Несомненно, уменьшается. Растёт или падает нивелировка? Безусловно, растёт. Не противоречит ли рост нивелировки усилению неравномерности развития при империализме? Нет, не противоречит. Наоборот, нивелировка есть тот фон и та база, на основе которой и возможно усиление действия неравномер- |
ности развития при империализме. Только люди, не понимающие экономической сущности империализма, вроде наших оппозиционеров, могут противопоставлять нивелировку закону неравномерности развития при империализме. Именно потому,-что отставшие страны ускоряют своё развитие и нивелируются с передовыми странами,— именно поэтому обостряется борьба за опережение одних стран другими, именно поэтому создаётся возможность для одних стран перегнать другие страны и вытеснить их с рынков, создавая тем самым предпосылки для военных столкновений, для ослабления мирового фронта капитализма, для прорыва этого фронта пролетариями различных капиталистических стран. Кто не понял этой простой вещи, тот ничего не понял в вопросе об экономической сущности монополистического капитализма.
Итак: нивелировка является одним из условий для усиления неравномерности развития в период империализма» (Соч., т. 9, стр. 105).
Какая чеканность диалектического анализа! Какое тонкое различение понятий дано здесь в этом анализе товарищем Сталиным! Какое глубочайшее проникновение в закономерности развития империалистической эпохи обнаружил этот анализ! Товарищ Сталин показал, что перспективы развития мирового империализма прямо и непосредственно ведут к дальнейшему обострению борьбы на мировой арене между империалистическими акулами, к росту условий для новых и новых военных катастроф, для ослабления мирового фронта капитала, для возможности победы социализма в отдельных странах. На основе этого товарищ Сталин сделал и последующий вывод о том, что общий фронт стран, отпадающих от капиталистической системы, будет расти, увеличиваться и укрепляться, что разложение и распад капиталистической системы будут прогрессировать и нарастать до полной победы социализма во всемирном масштабе.
С исключительной точностью последовавшие события целиком подтвердили эти прогнозы товарища Сталина. После первой мировой войны, в которой сцепились в смертельной схватке две группы империалистических держав и которая привела к неисчислимым жертвам, сравнительно быстро создались условия для возникновения новой, второй мировой войны. Несомненно, указывал товарищ Сталин, эта война возникла «как неизбежный результат развития мировых экономических и политических сил на базе современного монополистического капитализма» («Речь на предвыборном собрании избирателей Сталинского избирательного округа г. Москвы 9 февраля 1946 г.», стр. 6). Она возникла в результате неравномерности развития капиталистических стран, вследствие которого с течением времени происходит резкое нарушение равновесия внутри системы капитализма, образование враждующих лагерей вплоть до военной борьбы. «Таким образом,— говорил товарищ Сталин,— в результате первого кризиса капиталистической системы мирового хозяйства возникла первая мировая война, в результате же второго кризиса возникла вторая мировая война» (там же, стр. 7).
Однако вторая мировая война существенно отличалась от первой. Она приняла с самого начала характер войны антифашистской, освободительной. Само собой разумеется, что вступление в войну Советского Союза против держав оси необычайно усилило антифашистский и освободительный, характер второй мировой войны.
Точно так же полностью оправдываются указания товарища Сталина о постепенном отпадении от мирового империализма отдельных стран, которые будут становиться на путь социалистического развития.
Как известно, одним из важнейших результатов первой мировой войны было выпадение из империалистической системы такой громадной страны, как Россия. Капитализм потерял свою цельность, перестал быть всеохватывающей системой мирового хозяйства. В результате второй: мировой войны и великой освободительной роли Советской Армии, от системы империализма отпал ряд стран Центральной: и Юго-Восточной Европы. Капиталистический мир понес дальнейший урон. Затем, в результате поражения германского и японского империализма, решающую роль в разгроме которых сыграл Советский Союз, в результате победоносного развития национально-освободительной войны китайского, .народа под водительством коммунистической партии, от мировой системы империализма отпал Китай с его 475-миллионным населением. Лагерь капитализма понес новый, серьезнейший урон. Так прогрессирует .развал империалистической системы.
Глубочайший; анализ закономерностей империализма дал, как мы видим, возможность товарищу Сталину с непревзойденной научной точностью, ..наметить грядущий путь истории, выработать программу революционных действий во имя этого грядущего.
Итак, что же нового мы имеем в произведениях товарища Сталина в. Вопросе о противоречиях? Он дал подробный анализ двух типов противоречий: антагонистических и неантагонистических. Он дал исчерпывающий анализ всех групп и форм противоречий эпохи всеобщего кризиса капитализма, эпохи его крушения.
Товарищ Сталин дал анализ внутренних и внешних противоречий переходного периода от капитализма к социализму, особого характера противоречий эпохи победы социализма, анализ путей и форм их преодоления в условиях Советского социалистического государства.
На основе всего этого товарищ Сталин конкретизировал, развил дальше, обогатил новым содержанием и теоретическую трактовку закона единства и борьбы противоположностей в материалистической диалектике.
Одним из важнейших требований марксистского диалектического метода является требование исторического подхода к общественным явлениям. Кратко товарищ Сталин в своей работе «О диалектическом и историческом материализме» выразил это в формуле: «Все зависит от условий, места и времени». Без исторического подхода к событиям общественной жизни невозможно по сути дела существование истории как науки. Только исторический подход к явлениям общественной жизни, указывал товарищ Сталин; спасает историческую науку от превращения ее в хаос случайностей и в груду нелепейших ошибок. Требование рассматривать все в зависимости от условий, места и времени, требование конкретного знания явлений, конкретного их аиа1 лиза,— это важнейшая черта диалектического метода. Произведения товарища Сталина от начала и до конца проникнуты непревзойденным умением анализировать конкретную историческую обстановку, рассматривать все события в зависимости от обстоятельств, условий, места и времени. Приведем некоторые примеры. В своей статье «К вопросу о стратегии и тактике русских коммунистов», написанной в 1923 году, товарищ Сталин рассматривает различи ные стратегические планы большевистской партии. Он исходит из того положения, что стратегия партии отнюдь не представляет собой чего-либо постоянного, раз и навсегда данного. Стратегия партии, .указывал он, меняется в зависимости от конкретной исторической обстановки,' в зависимости от крупных исторических поворотов, поэтому естественно, |
что стратегический план, годный, скажем, для одного исторического периода, имеющего свои особенности, не может быть годным для другого исторического периода, имеющего совершенно другие особенности. Что же такое стратегический план партии?
«Стратегический план,— писал товарищ Сталин,— содержит в себе определение направления основного удара революционных сил и схему соответствующего размещения миллионных масс на социальном фронте» (Соч., т. 5, стр. 173).
Установив, что такое стратегический план партии, а также и то, что стратегические планы меняются в связи с крупнейшими поворотами в истории, в связи с крупнейшими событиями классовой борьбы, -товарищ Сталин отмечал, что история большевистской партии знает три основных стратегических плана, которые соответствовали трем основным историческим поворотам в новой истории России.
Первый стратегический план охватывал период примерно с начала 90-х годов вплоть до победы февральской революции 1917 года.
В основном, указывал товарищ Сталин, здесь боролись в социал-демократической партии в этот период два плана: план меньшевиков (Плеханов — Мартов, 1905 год) и план большевиков (Ленин, 1905 год).
В чем состояла меньшевистская стратегия? Она намечала основной удар по -царизму, планируя коалицию пролетариата с либеральной буржуазией. Этот стратегический план фактически не учитывал такой силы, как многомиллионное крестьянство России. Этот план, указывал товарищ Сталин, был от начала до конца утопичен и реакционен. В ходе дальнейших исторических событий он потерпел полное банкротство.
В чем состоял стратегический план большевиков?
Ленин намечал основной удар революции по царизму, по линии коалиции пролетариата и крестьянства и нейтрализации либеральной буржуазии. Этот план включал в себя требование гегемонии пролетариата в революционном движении, ибо рабочий класс являлся единственным, до конца последовательным революционным классом в Рос* сии. Этот стратегический план по сути дела имел в себе уже в зародышевом виде идею пролетарской диктатуры. Этот план предвидел и последующую фазу революции в России. Ленинский стратегический план наилучшим образом соответствовал тем конкретным историческим условиям, какие были в России до февраля 1917 года. Весь ход событий
целиком подтвердил правильность этого ленинского стратегического плана.
После свержения царизма обстановка в России существенным образом изменилась. От февраля 1917 года до победы Великой Октябрьской социалистической революции в 1917 году боролись внутри Советов два новых стратегических плана: меньшевистско-эсеровский и большевистский.
В чем была суть меньшевистско-эсеровского стратегического плана? ! Она заключалась в том, чтобы постепенно и неуклонно свести на нет Советы рабочих и крестьянских депутатов, лишить их известной доли власти, которой они в тот период обладали, сосредоточить затем всю власть в руках так называемого «Предпарламента» как прообраза будущего типично буржуазного, западноевропейского типа, парламента. Это был план подготовки буржуазной диктатуры, прилизанной и причесанной под «демократическую» буржуазную республику.
Коренным образом отличался ленинский стратегический план в этот исторический период. Согласно этому плану, указывал товарищ Сталин, основной удар намечался по линии ликвидации буржуазной власти соединенными усилиями пролетариата и крестьянской бедноты, по лишни завоевания диктатуры пролетариата в виде Советской республики. Кратко суть этого плана была сформулирована в знаменитых Апрельских тезисах В. И. Ленина «Вся власть советам».
Как известно, последующий ход исторических событий привел к полиному банкротству меньшевистско-эсеровского плана и к полной победе большевистского плана.
Третий крупнейший поворот в истории нашей Родины наступил после Великой Октябрьской социалистической революции. В политических кругах России вновь боролись два плана. План контрреволюции (буржуазной и меньшевистско-эсеровской) состоял в том, чтобы организовать путем восстания свержение советского правительства и при помощи иностранной интервенции произвести восстановление капиталистических порядков. Как известно, в дальнейшем троцкистско-зиновьевско-бухаринские враги партии и советского народа целиком сплелись со всей контрреволюцией и включились в борьбу за этот план.
Суть большевистского плана состояла в том, чтобы вести курс на победу социализма в СССР, курс на укрепление сил прогресса и демократии во всем мире, курс на неминуемый крах капитализма и на победу социализма во всех странах. Последующий ход исторических событий опять-таки показал полное банкротство контрреволюционного плана и полностью подтвердил великий исторический план партии большевиков.
Мы вкратце изложили некоторые разделы статьи товарища Сталина «К вопросу о стратегии и тактике русских коммунистов», относящейся к 1923 году. Это изумительная по своему идейному содержанию статья. Только И. В. Сталин мог в такой ясной и краткой форме так глубоко обрисовать существо стратегических планов большевистской партии в борьбе с ее врагами. В предельно сжатой форме в этой статье вскрыт, по сути дела, смысл всей политической борьбы в России начала XX века. Это исключительно точная характеристика событий, исключительно глубокий анализ их содержания и смысла. В этой статье, как и в других трудах И. В. Сталина, проявилась огромная сила теоретического мышления, колоссальная мощь его теоретических обобщений.
В этой статье сжато и кратко был дан гениальный анализ своеобразия исторической обстановки на трех основных этапах новой истории России. Только великий мастер марксистского диалектического метода, величайший диалектик, мог с такой глубиной и в такой краткой форме дать подобный анализ хода исторических событий в России, анализ различных стратегических планов большевистской партии, изменявшихся в связи с крупнейшими поворотами в истории.
Товарищ Сталин дал также в своих произведениях непревзойденный анализ особой внутренней и внешней обстановки Октябрьской революции. Каковы были обстоятельства внешнего порядка, которые привели к быстрой и сравнительно легкой победе пролетарской революции в России? Эти обстоятельства, указывал товарищ Сталин, были следующие. Октябрьская революция в России произошла в период смертельной борьбы двух групп империалистических государств за передел мира. Это дало возможность революции использовать противоречия между империалистическими хищниками и укрепить свои силы. Октябрьская революция произошла в тот период времени, когда народные массы воюющих стран были вконец измучены войной и требовали положить конец кровавой бойне. Революция могла использовать такое мощное средство, как орудие мира, что не только укрепило ее позиции и силы в стране, но вызвало к ней огромное сочувствие со стороны трудящихся Запада и угнетенных народов Востока. Октябрьская революция в России происходила в период мощного рабочего движения в Европе, назревания революционного кризиса в мире. Это обеспечивало революции верных союзников в борьбе с империалистической реакцией.
Каковы же были обстоятельства внутреннего порядка, облегчавшие победу Октябрьской революции в России? Подавляющее большинство русского рабочего класса было за свержение капитализма и за победу пролетарской революции. Крестьянская беднота и большинство солдат поддерживали рабочих. Во главе революционных сил в стране стояла великая большевистская партия, руководимая Лениным и Сталиным.
Октябрьская революция выступала против сравнительно слабой русской буржуазии и совершенно деморализованного помещичьего класса. Соглашательские партии в России (меньшевики • и эсеры) полностью обанкротились и не встречали сочувствия в массах.
Кроме того, Октябрьская революция, как указывал И. В. Сталин, происходила в огромной стране, где могла маневрировать, передохнуть, собраться с силами, когда этого требовала обстановка. В стране было также достаточное количество продовольственных и топливных ресурсов, сырья, которые могла использовать революция.
«Сочетание этих внешних и внутренних обстоятельств,— писал товарищ Сталин,— создало ту своеобразную обстановку, которая определила сравнительную лёгкость победы Октябрьской революции» (Соч., т. 6, стр. 360).
Об этом своеобразии обстановки, отмечал товарищ Сталин, несмотря на известные минусы, которые, естественно, затрудняли дело Октябрьской революции (одинокость ее, отсутствие по соседству с ней страны, на которую она могла бы опереться), «нельзя забывать ни на одну минуту» (там же, стр. 361).
Сделанный товарищем Сталиным анализ конкретных условий и обстоятельств Октябрьской революции является классическим примером диалектико-материалистического рассмотрения исторических событий. Охватывающий исторические события в их взаимосвязи и взаимодействии, выделяющий коренные особенности явлений, этот анализ является образцом научной диалектики.
С подобной же силой диалектического анализа товарищем Сталиным были вскрыты особенности революции в Китае в его работах, относящихся к 1926—1927 годам. В речи на китайской комиссии ИККИ, произнесенной 30 ноября 1926 года, «О перспективах революции в Китае» товарищ Сталин со всей четкостью показал особенности китайской революции, отличавшие ее от революции 1905 года в России.
В чем же видел товарищ Сталин особенности революционного движения в Китае? Он указывал, что китайская революция в тот период времени, будучи революцией буржуазно-демократической, в отличие от революции в России, была вместе с тем и национально-освободительной революцией, направленной против господства чужеземного империализма в Китае. Поэтому китайская революция, указывал товарищ Сталин, непосредственно связана и смыкается с революционной борьбой пролетариев всех стран против империализма.
Другая особенность китайской революции, в отличие от революции 1905 года в России, состояла в том, что крупная буржуазия в Китае была до последней степени слабой и отсталой. Отсюда следовал вывод, что инициатором и руководителем китайской революции неминуемо должен стать китайский пролетариат и его коммунистическая партия.
Третья особенность китайской революции заключалась в том, что рядом* с Китаем существовал Советский Союз, революционный опыт которого не мог не облегчать борьбы китайских революционеров против империализма и против феодально-средневековых пережитков в Китае.
В беседе со студентами университета имени Сун Ят-сена 13 мая 1927 года, развивая свои взгляды по вопросу об особенности обстановки в Китае, товарищ Сталин отмечал, что в китайской деревне существует торговый капитал, который своеобразно сочетается с господством феодала, с господством помещика, причем торговый капитал заимствует у феодалов его средневековые методы эксплоатации и угнетения крестьян.
Тогдашние враги партии отрицали эти особенности Китая, это своеобразное сочетание господства феодальных помещиков с существованием купеческого капитала в китайской деревне.
Точно и ясно определив особенности классовых отношений в Китае, своеобразие характера китайской революции и задач, стоявших перед коммунистической партией Китая, товарищ Сталин делал тогда, в 1927 году, вывод, что «здесь, в Китае, борьба с империализмом должна принять глубоко-народный и ярко-национальный характер и должна углубляться шаг за шагом, доходя до отчаянных схваток с империализмом и потрясая самые основы империализма во всём мире» (Соч., т. 9, стр. 258).
Какая сила предвидения!
Последующий ход исторических событий в Китае, всемирно-историческое значение победы китайской революции, установление там режима народной демократии — представляют собой подтверждение великих прогнозов И. В. Сталина.
Доклад товарища Сталина на XVIII съезде ВКП(б) представляет собой исторический документ величайшей жизненной силы, образец диалектического анализа побед социализма, программу борьбы за построение коммунизма в нашей стране. Товарищ Сталин в своем докладе выделил центральную задачу борьбы за коммунизм в СССР — задачу догнать и перегнать, главные капиталистические страны и в экономическом отношении. Он показал, что «социалистическая система хозяйства является высшей системой в сравнении с системой капиталистической» («Вопросы ленинизма», стр. 576). Эта система, указывал товарищ Сталин, дала нам возможность догнать и перегнать основные страны буржуазного мира по технике производства и по темпам роста нашей промышленности. Но в чем же мы еще отстаем от них? В экономическом отношении, отвечал И. В. Сталин, т. е. в смысле размеров промышленного производства на душу населения. Точное выяснение вопроса о том, что значит догнать и перегнать главные страны капитализма в экономическом отношении, представляло выдающееся научное открытие, определившее вместе с тем ясную и конкретную программу борьбы за коммунизм в СССР. Так высочайшая теория сочетается у товарища Сталина с конкретной программой практических действий. И. В, Сталин говорил: «Мы перегнали главные капиталистические страны в смысле техники производства и темпов развития промышленности. Это очень хорошо. Но этого мало. Нужно перегнать их также в экономическом отношении. Мы это можем сделать, и мы это должны сделать. Только в том случае, если перегоним экономически главные капиталистические страны, мы можем рассчитывать, что наша страна будет полностью насыщена предметами потребления, у нас будет изобилие продуктов, и мы получим возможность сделать переход от первой фазы коммунизма ко второй его фазе» («Вопросы ленинизма», стр. 578—579).
Сталинское определение задач борьбы за коммунизм является образцом марксистской диалектики, обращенной к будущему. Умение выделить основное звено, главную задачу движения вперед, умение эту задачу так изложить и развить, что она становится сразу делом миллионных масс, представляет собой яркое доказательство вдохновляющей и преобразующей роли марксистско-ленинской науки.
Приведенные здесь примеры, а их можно увеличить во много раз, являются выражением творческого применения метода марксистской диалектики к анализу конкретной исторической обстановки.
Товарищ Сталин рассматривает диалектический метод как боевое оружие в руках большевистской партии, которое необходимо для того, чтобы раскрывать законы и тенденции общественного развития, чтобы на основе знания этих законов управлять событиями.
Товарищ Сталин указывал, что необходимо во-время «понять смысл событий, смысл новых процессов и потом умело ими управлять в соответствии с общей тенденцией развития» (Соч., т. 6, стр. 37).
В этой постановке вопроса о сознательном управлении общественными событиями в духе- прогресса, победы передовых сил общества сказывается все величие марксистско-ленинской теории. Буржуазные социологи и политики, одурманенные своим, раболепием перед частной собственностью, преисполненные тревожной заботы о сохранении строя эксплуатации, ведут бешеную борьбу против идеи развития, против идеи историзма и прогресса. Они отрицают закономерность в истории. Они не только не в состоянии предвидеть событий, а вынуждены рабски следовать за ними, барахтаться в море событий, как попавший в воду человек, не умеющий плавать.
Итак, задача материалистической диалектики состоит в том, чтобы, поняв смысл событий, управлять ими. Диалектический метод выступает в данном случае как величайший творческий метод.
Постановка вопроса о сознательном управлении общественными событиями в соответствии со знанием законов их развития и в связи со стоящими перед большевистской партией задачами представляет собой дальнейшее развитие и конкретизацию положений Маркса — Энгельса — Ленина о творческой роли передовой, научной, революционной теории.
Если нужны доказательства жизненной силы марксистско-ленинской теории, то в этой постановке вопроса товарищем Сталиным мы видим лучшее тому доказательство. И. В. Сталин не только теоретически ставит вопрос об управлении историческими событиями,— он действительно ими управляет.
Никогда раньше в истории вождям революционного рабочего движения не приходилось управлять историческими событиями в таких масштабах, как это победоносно делал В. И. Ленин, как это делает И. В. Сталин.
Вопрос о творческом характере марксистского диалектического метода разработан И. В. Сталиным глубоко и всесторонне. Необходимо в этой связи сослаться на работу товарища Сталина «О политической стратегии и тактике русских коммунистов» (набросок плана брошюры от 1921 года). В этой работе товарищ Сталин определяет, что такое объективный исторический процесс и что такое субъективные условия. Он пишет: «Иные думают, что достаточно констатировать объективный процесс отмирания стоящего у власти класса, чтобы начать атаку. Но это неверно. Необходимо, кроме того, чтобы были подготовлены и субъективные условия, необходимые для успешности атак. Задача стратегии и тактики в том собственно и состоит, чтобы умело без -запаздывания подогнать работу подготовки субъективных условий атак под объективные процессы отмирания власти господствующего класса» (Соч., т. 5, стр. 74).
Задача подогнать подготовку субъективных условий под объективный процесс разложения буржуазной власти — вот формулировка, в которой опять-таки с огромной силой сказывается творческое, революционное значение марксистского диалектического метода.
В этой же статье товарищ Сталин дает исчерпывающий анализ различных лозунгов партии. Он анализирует лозунги пропаганды, лозунги агитации, лозунги действия, лозунги директивы.
Поражает здесь, в этом анализе, необычайно тонкое различение этих понятий, соответствующих различным условиям борьбы, разным переходным этапам в действиях большевистской партии.
«Задача партии,— писал товарищ Сталин,— состоит в том, чтобы умело и своевременно перевести лозунги агитации в лозунги действия, или лозунги действия — в определённые конкретные директивы, либо, если этого потребует обстановка, проявить необходимую гибкость и решительность для того, чтобы своевременно отменить проведение тех или иных лозунгов, хотя бы и популярных, хотя бы и назревших» (Соч., т. 5, стр. 173).
Для того чтобы большевистская партия своевременно умела переводить лозунги в действия масс, для того чтобы она умела проявлять необходимую гибкость в решении своих исторических задач,— для этого требуется умелое пользование методом материалистической диалектики.
Лозунги, которые партия, выдвигает перед массами, указывал товарищ Сталин, не могут не иметь «научного обоснования». Партия, которая не дает научно обоснованных лозунгов, не дает лозунгов, соответствующих действительности,— «такая партия заслуживала бы того, чтобы, просуществовав короткий срок, исчезнуть потом, как мыльный пузырь» (И. В. Сталин, Соч., т. 7, стр. 181). Партия, которая не ведет научной политики, была бы «пустой пеной на поверхности политических событий» (там же).
Жизненная сила большевистской партии состоит в том, что ее политика научно обоснована, верна, соответствует действительности и отвечает задачам победоносной борьбы за коммунизм. Политика большевистской партии строится на строгом материалистическо-диалектическом анализе жизни. Это дает ей возможность понимать внутреннюю связь окружающих событий, предвидеть ход событий, распознать, как и куда они должны развиваться в будущем.
В. И. Ленин и И. В. Сталин вооружили большевистскую партию великим, непобедимым, творческим, идейным оружием,