МЛП

Пролетарии всех стран соединяйтесь!

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Home Теория УЧЕНИЕ И. В. СТАЛИНА О СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

УЧЕНИЕ И. В. СТАЛИНА О СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

E-mail Печать PDF

 

 

 

Академи к А. Я. ВЫШИНСКИЙ


Науки об обществе, о его возникновении и развитии до марксизма, опирающегося на материалистическое понимание истории, не существовало. До-марксова социология была лишена научного содержания и научного значения, так как в руках социологов той эпохи не было подлинного научного метода исследования общественных явлений, общественных отношений. Социологи типа Спенсера или О. Конта, Руссо или Прудона, Михайлов­ского или Бакунина не были в состоянии научно объяснить возникнове­ние идей, а следовательно, и их подлинное место в истории развития человеческого общества. Вместо научного объяснения общественных явлений и общественных отношений они шли по пути произвольных, лишенных научного обоснования гипотез.

{jcomments on}

«До сих пор,— писал по этому поводу Ленин в знаменитом своем труде «Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?»,— не умея спуститься до простейших и таких первоначаль­ных отношений, как производственные, социологи брались прямо за исследование и изучение политико-юридических форм, натыка­лись на факт возникновения этих форм из тех или иных идей чело­вечества . в данное время — и останавливались на этом...» (Соч., т. 1, стр. 121. Подчеркнуто мною.— А. В.).

 

Эта ленинская характеристика социологов до-марксовой эпохи "бьет не в бровь, а в глаз. Эти ученые наталкивались на факт возникновения общественных форм, а не приходили к ним научным путем. Действуя вслепую, ведомые субъективными гипотезами, добытыми чисто абстракт­ным, умозрительным путем, они, естественно, объяснение образования и развития политико-юридических форм искали в развитии идей, самое же развитие идей выводили из самих идей. Этим они замыкали порочный круг своей логики. Говоря, что социологи «останавливались» на объ­яснении возникновения политико-юридических форм из тех или иных идей человечества, Ленин подчеркивал тем самым бессилие и нищету до-марксовой социологии.

Марксизм вывел социологов из тупика, показав подлинный источник возникновения общественного сознания, сделав вывод о зависимости хода идей от хода вещей.

Ленин подчеркивал исключительное значение этого факта в истории социологии, указывая на то, что «эта гипотеза впервые возвела социо­логию на степень науки. До сих пор,— писал Ленин,— социологи за­труднялись отличить в сложной сети общественных явлений важные и неважные явления (это — корень субъективизма в социологии) и не умели найти объективного критерия для такого разграничения» (Соч., т. 1, стр. 122).

Основным пороком социологических теорий, господствующих в бур­жуазной науке и обслуживающих интересы руководящих в капитали­стических странах кругов,— является их метод. Буржуазные социологи описывают общественные явления и подгоняют объяснения этих явле­ний к уровню идей господствующих классов, к оправданию капитализма и существующих в капиталистических странах общественных отношений.

Даже наиболее выдающиеся социологи до-марксова периода, видя классовые противоречия и борьбу классов, особенно при капитализме, не умели подняться до правильного понимания источника причин этих противоречий и, тем более, не могли определить перспективу развития этих противоречий, понять и сформулировать законы этого развития.

Марксизм покончил с таким плачевным состоянием социологии.

«...Маркс положил конец воззрению на общество, как на механиче­ский агрегат индивидов, допускающий всякие изменения по воле начальства (или, все равно, по воле общества и правительства), возни­кающий и изменяющийся случайно, и впервые поставил социологию на научную поЧву, установив понятие общественно-экономической форма­ции, как совокупности данных производственных отношений,, усыновив, что развитие таких формаций есть естественно-исторический процесс» (В. И. Ленин, Соч., т. 1, стр. 124—125).

Признание общественного движения в качестве естественно-историче­ского процесса означало признание закономерности общественного дви­жения, подчинение его действию законов, свойственных каждой истори-ческой эпохе. Задача ученого-социолога не в предсказывании пути развития общества, не в определении «перспектив будущего», а в познании законов настоящего.

Говоря о «Капитале» Маркса как главном и основном сочинении, излагающем теорию научного социализма, Ленин указывал, что «Капи­тал» «ограничивается самыми общими намеками насчет будущего, про­слеживая только те, теперь уже имеющиеся налицо, элементы, из кото­рых вырастает будущий строй. Всякий знает, что по части перспектив \ будущего неизмеримо больше давали прежние социалисты, которые со всеми подробностями разрисовывали будущее общество, желая увлечь Iчеловечество картиной таких порядков, когда люди обходятся без борьбы, когда их общественные отношения основываются не на эксплуаг тации, а на истинных началах прогресса, соответствующих условиям человеческой природы. Однако — несмотря на целую фалангу талантли­вейших людей, излагавших эти идеи, и убежденнейших социалистов,— их теории оставались в стороне от жизни, их программы — в стороне от народных политических движений, пока крупная машинная инду:-стрия не вовлекла в водоворот политической жизни массы рабочего пролетариата и пока не был найден истинный лозунг его борьбы» (там же, стр. 168).

Этот «истинный лозунг» был найден Марксом, развит и блестяще применен Лениным и Сталиным, гениальными строителями первого в мире, могущественнейшего социалистического государства.

Этот лозунг был найден на основе практического опыта классовой борьбы пролетариата, на основе освобождения сначала передовой части, а затем и основной массы рабочего класса от иллюзий и мифов мелко­буржуазного «социализма».

На такой основе была выработана и подлинно социалистическая теория освобождения пролетариата, а следовательно, и всего человече­ства, от гнета эксплоатации.

Ленин и Сталин, глубоко изучив русский и мировой опыт классовой борьбы, выполнили свою историческую миссию, развив теорию Маркса и Энгельса, которая стала могучим идейным оружием пролетариата, и доказав на практике осуществимость победоносной социалистической революции.

Одним из величайших исторических итогов победы идей научного социализма явилось торжество пролетарской революции в России, обра­зование и расцвет социалистического Советского государства, великого Союза Советских Социалистических Республик.

Сбылись вещие слова Ленина, предвидевшего полвека назад неиз­бежность победоносного завершения борьбы русского пролетариата, под­нявшегося на борьбу за социализм рядом с пролетариатом всех стран.

В своей классической работе «Что такое „друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?» Ленин писал: «На класс рабочих и обращают социал-демократы все свое внимание и всю свою деятель­ность. Когда передовые представители его усвоят идеи научного социа­лизма, идею об исторической роли русского рабочего, когда эти идеи получат широкое распространение и среди рабочих создадутся прочные организации, преобразующие теперешнюю разрозненную экономическую войну рабочих в сознательную классовую борьбу,— тогда русский РАБОЧИЙ, поднявшись во главе всех демократических элементов, сва­лит абсолютизм и поведет РУССКИЙ ПРОЛЕТАРИАТ (рядом с про­летариатом ВСЕХ СТРАН) прямой дорогой .открытой политической борьбы к ПОБЕДОНОСНОЙ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ» (Соч., т. 1, стр. 282).

Теория научного социализма представляет собой итог революционного движения рабочего класса. «Научный социализм,— учит Сталин,— без рабочего движения — пустые слова, которые всегда легко пустить по ветру» (там же, стр. 115).

Сталин требовал поэтому особенного внимания к развитию и внед­рению в рабочее движение социалистической идеологии, социалистиче­ского сознания, социалистической теории. Сталин писал еще в 1905 году, что «стихийное рабочее движение, рабочее движение без социализма, неизбежно мельчает и принимает тред-юнионистский характер — оно подчиняется буржуазной идеологии» (там же, стр. 105).

Отсюда Сталин приходил к единственно возможному правильному выводу: социализм и рабочее движение должны быть соединены.

«...практическая деятельность и теоретическая мысль,— учит Сталин,— должны слиться воедино и тем самым придать стихийному рабочему движению социал-демократический характер, ибо „социал-демократия I есть соединение рабочего движения с социализмом" *. Тогда,— про­должал Сталин,— социализм, соединённый с рабочим движением, из пустой фразы превратится в руках рабочих в величайшую силу. * „Эрфуртская программа", изд. ЦК, стр. 94» (Соч., т. 1, стр. 105—106). Маркс и Энгельс, Ленин и Сталин указали рабочему классу путь к социализму, вооружив рабочий класс великой и могучей научной теорией социализма.

40 лет назад Сталин, излагая великие идеи Ленина об историческом значении соединения научного социализма с рабочим движением, писал: «Что такое рабочее движение без социализма? — Корабль без компаса, который и. так пристанет к другому берегу, но, будь у него компас, он достиг бы берега гораздо скорее и встретил бы меньше [опасностей.

Соедините то и другое вместе, и вы получите прекрасный корабль, который прямо понесётся к другому берегу и невредимым достигнет пристани.

Соедините рабочее движение с социализмом, и вы получите социал-демократическое движение, которое прямым путём устремится к „обе-тованной земле"» (там же, стр. 102—103).

Мы видим, как высоко ценят Ленин и Сталин значение научной теории для социалистического преобразования общества, для борьбы и победы рабочего класса, для победы социализма.

Марксизм-ленинизм — враг абстрактных, иллюзорных гипотез и кон­цепций, программ и планов. В основе марксистско-ленинской теории общественного развития лежит требование познания действительного, реального мира вещей, людей, классов, классовых отношений. Требова­ние видеть мир, вещи, общество, общественные отношения такими, какими они являются в действительности,— это первое и основное усло­вие успеха в борьбе, условие победы.

Это условие означает отказ от догматизма, сектаторства, как говорил Ленин. Ленин учит, что революционная теория не есть догма, что она,— революционная теория,— складывается окончательно лишь в тесной связи с практикой действительно массового и действительно революционного движения, что теория должна дать ответ на запросы пролетариата, Поэтому производительные силы развиваются здесь ускоренным тем­пом, так как соответствующие им производственные отношения дают им полный простор для такого развития» («Вопросы ленинизма», стр. 558).


Союз Советских Социалистических Республик — социалистическое многонациональное государство.

В несокрушимом моральном и политическом единстве и укреплении дружбы народов СССР заключается одно из важнейших, решающих условий успехов социалистического строительства в нашей стране.

Единство народов СССР — основа прочности процветания Советского государства, открывшего широчайший простор для роста и развития многочисленных народов нашей Родины, возродившего эти народы к новой жизни, к новой культуре, к подлинному преуспеянию и счастью.

Успехи советского социалистического государственного строительства обусловлены в решающей степени последовательно проводимой совет­ской Властью ленинско-сталинской национальной политикой. Она обес­печила невиданный хозяйственный и культурный подъем наших нацио­нальных окраин, расцвет национальных республик, гигантски выросших за годы сталинских пятилеток, являющих живой пример торжества великих идей социализма. Ленинско-сталинская национальная поли­тика обеспечила упрочение братских связей национальных республик между собой и с Советским Союзом в целом, превращение СССР в государство, способное выдержать любые испытания, доказавшее на деле, на множестве примеров, особенно последних лет, свою несокруши­мость и государственную мощь, равной которой нет в мире.

Наша национальная политика глубоко принципиальна. Она опирает­ся на подлинно научные принципы марксизма-ленинизма, развитые дальше товарищем Сталиным, обеспечившим вместе с Лениным, на основе этих принципов, организацию и жизнеспособность первого много­национального социалистического государства.

Формой братского объединения наций, их государственного союза является федерация советских республик, опирающаяся на доброволь­ность и взаимное доверие народов. «Этот добровольный характер федера­ции,— говорит товарищ Сталин,— обязательно должен быть сохранён и впредь, ибо только такая федерация может стать переходной формой советскойской власти в национальном вопросе, давшую блестящие результаты. С чувством законной гордости говорил товарищ Сталин на Чрезвычай-ном VIII Всесоюзном съезде Советов о нашем опыте образования многонационального государства на базе социализма как об удавшемся опыте, как о несомненной победе ленинской национальной политики.

Развивая ленинские идеи о советской федеративной государственной системе, товарищ Сталин дал развернутое изложение конституционных принципов советской федерации.

В 1918 году товарищ Сталин наметил основные пути создания Со­ветской федерации как свободного союза народов. В 1922 году товарищ Сталин обрисовал контуры будущего Союза Советских Социалисти­ческих Республик, запечатлев это в исторической «Декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик», принятой I съездом Советов СССР 30 декабря 1922 года.

С именами Ленина и Сталина связано рождение Советского Союза. Ленин и Сталин стояли в буквальном смысле этого слова у колыбели Советского Союза. Товарищ Сталин при образовании Союза Совет­ских Социалистических Республик предсказал превращение СССР «в серьёзную международную силу, могущую воздействовать на международную обстановку, могущую изменить её в интересах трудя-щихся». Товарищ Сталин напомнил, что еще за пять лет до того совет-екая власть была «маленькой, едва заметной величиной, вызывавшей насмешки среди всех её врагов и сожаление у многих её друзей... Чем является теперь Советская власть?» — спрашивает товарищ Сталин и отвечает: «Великой трудовой державой, вызывающей среди врагов уже hie насмешки, а скрежет зубовный» (Соч., т. 5, стр. 156, 158).

Высшим торжеством социалистической государственности является наша великая Конституция, по справедливости названная народом Сталинской Конституцией.

От декретов первых дней Октябрьской революции до Основного закона СССР, принятого 5 декабря 1936 года, был пройден огромный двадцатилетний путь. Эти годы Советское социалистическое государство неизменно стояло на страже социализма, на страже завоеваний нашего народа, построившего новый мир, о котором мечтали лучшие предста­вители человечества.

Сталинская Конституция — основной источник советского, социали­стического права.политических взглядов, новых политических учреждений» («Вопросы ленинизма», стр. 547).Товарищ Сталин поставил и блестяще разрешил ряд новых вопросов марксистско-ленинской теории и марксистско-ленинской теории государства, в частности. «Не может быть сомнения,— говорил Сталин,— что Ленин имел в виду во второй части своей книги («Государство и революция».— А. В.) разработать и развить дальше теорию государства, опираясь на опыт существования Советской власти в нашей стране. Но смерть помешала ему выполнить эту задачу. Но чего не успел сделать Ленин, должны сделать его ученики» («Вопросы ленинизма», стр. 604).

Это сделал Сталин, гениальный ученик Ленина, наш великий учи­тель и продолжатель дела Ленина, обеспечивший исторические победы нашей могущественнейшей пролетарской державы, уверенно ведущий ее вперед, к коммунизму.

Развивая дальше ленинскую теорию построения социализма в одной стране, товарищ Сталин учит, что возможно построить коммунизм в одной, отдельно взятой стране в условиях капиталистического окру­жения. Он показал вместе с тем роль и значение социалистического [государства в деле победоносного коммунистического строительства.

Советский народ под руководством нашей большевистской партии [проявил величайший героизм в борьбе за осуществление ленинско-стал и некого плана индустриализации страны и коллективизации сель­ского хозяйства. Наша страна с поразительной быстротой изменяла свой облик и становилась могучей индустриальной и колхозной дер­жавой. Товарищ Сталин писал в 1929 году:

«Мы идём на всех парах по пути индустриализации — к социализму, оставляя позади нашу вековую „рассейскую" отсталость.

Мы становимся страной металлической, страной автомобилизации, страной тракторизации.

И когда посадим СССР на автомобиль, а мужика на трактор,— пусть попробуют догонять нас почтенные капиталисты, кичащиеся своей „цивилизацией". Мы еще посмотрим, какие из стран можно будет тогда „определить" в отсталые и какие в передовые» (Соч., т. 12, стр. 135)! Сейчас мы являемся свидетелями надвигающегося на капиталисти­ческие страны нового мирового кризиса. Уже слышатся громовые рас­каты приближающейся бури, несущей разрушение производительных сил, уничтожающей накопленные при помощи бесчеловечной эксплоатации товары, обрекающей на голод и нищету миллионы и миллионы людей. Но эта буря не угрожает Советскому Союзу; она не угрожает и странам народной демократии, освободившимся от цепей империализма и став­шим на путь строительства социализма при мощной поддержке Совет­ского социалистического государства.

Победоносно завершив войну, народы Советского Союза, уверенные в своих силах, вступили в четвертую сталинскую пятилетку — пятилетку восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства.

Война не приостановила процесса расширенного социалистического воспроизводства. Во многих отраслях нашего хозяйства процесс вос­производства в дни войны развернулся в еще более широких мас­штабах, Быстрыми темпами идет начатый еще во время войны процесс восстановления народного хозяйства в районах, освобожденных от не­мецкой оккупации.

Наряду с могучей промышленностью, высокоразвитым, опирающимся на новейшую технику социалистическим сельским хозяйством Совет­ский Союз поднялся на громадную высоту в своем культурном разви­тии. Советские люди — новые люди ленинско-сталинского закала — носители передовых знаний, уверенные в своих силах, беззаветно пре­данные своей Родине, готовые отдать за нее свою жизнь.

Союз Советских Социалистических Республик превратился в могу­щественнейшую социалистическую индустриальную и колхозную дер­жаву, предстал перед всем миром как олицетворение всего, что есть лучшего в мире, как воплощение всемирно-исторических побед и завое­ваний революционных рабочих и крестьян нашей страны, как несокру­шимый оплот свободы, независимости и счастья всех свободолюбивых народов.

Не надо забывать, что СССР подвергся предательскому нападению из-за угла гитлеровских орд, приведенных в движение сумасшедшим ефрейтором, одержимым бредовой идеей завоевания Советского Союза и установления своего мирового господства. Четыре года второй Отече­ственной войны, потребовавшей величайшего напряжения всех сил на­шего народа, чтобы разгромить и изгнать из пределов СССР врага, не могли, однако, изменить характера задач, поставленных историей перед Советским государством в этот период его развития. Функции Совет­ского государства, пришедшие на смену его функциям в первой фазе, получили дальнейшее развитие. Советское государство стало еще силь­нее, закалившись в войне и в военных испытаниях, как сталь закаляет­ся в огне.

Вторая мировая война показала с большой убедительностью, как своевременно великий вождь Советского государства мобилизовал вни­мание нашей партии, Советской власти, всего народа против недо­оценки роли социалистического государства, недооценки значения таких , его функций, как функция военной защиты страны от нападения извне, с , чем связано сохранение и укрепление Советской Армии, Военно-Мор­ского Флота, карательных органов и разведки,— необходимых, как говорил Сталин более десяти лет назад,— «...для вылавливания и нака­зания шпионов, убийц, вредителей, засылаемых в нашу страну иностран­ной разведкой».

Борьба со шпионажем, как это доказали, особенно последние годы, явилась одной из важнейших функций Советского государства. Эта борьба явилась частью общей и более широкой задачи — разрушения планов претендентов на мировое господство, планов подрыва, а. если окажется возможным, то и ликвидации Советского социалистического государства, являющегося непреодолимым препятствием на пути осуще­ствления экспансионистских, агрессивных планов империалистических государств..

«Утверждение социалистической системы во всех отраслях народ­ного хозяйства, подъем промышленности и сельского хозяйства, подъем .материального положения трудящихся, повышение культурности народ­ных масс, повышение их политической активности,— все это, осуще­ствленное под руководством Советской власти, не могло не привести к дальнейшему упрочению советского строя.

Особенность советского общества нынешнего времени,— как учит Сталин,— в отличие от любого капиталистического общества, состоит в .том, что в нем нет больше антагонистических, враждебных классов, эксплоататорские классы ликвидированы, а рабочие, крестьяне и интел­лигенция, составляющие советское общество, живут и работают на нача­лах дружественного сотрудничества. В то время как капиталистическое общество раздирается непримиримыми противоречиями между рабочими и капиталистами, между крестьянами и помещиками, что ведет к не­устойчивости его внутреннего положения, советское общество, осво­божденное от ига эксплоатации, не знает таких противоречий, свободно от классовых столкновений и представляет картину дружественного сотрудничества рабочих, крестьян, интеллигенции. На основе этой общ­ности и развернулись такие движущие силы, как морально-политическое единство советского общества, дружба народов СССР, советский патриотизм» («Вопросы ленинизма», стр. 589).

Экономическая и политическая мощь Советского Союза, опирающе­гося на несокрушимый союз рабочих и крестьян и братскую дружбу народов, является основой как внутренней, так и внешней политики Советского государства.

Внешняя политика Советского государства, исходя из великих прин­ципов социализма, опирается на могущественную поддержку всего советского народа, подлинного и суверенного хозяина своей страны.

В этом заключается один из наиболее важных источников силы советской внешней политики. Это особенно отчетливо видно из анализа того плачевного, жалкого положения, в каком находятся в настоящее время даже крупные капиталистические государства. Англия и Фран­ция попали в узкое и все более сжимающееся кольцо экономической и, в частности, финансовой зависимости от монополий США. Многочис­ленные факты последнего времени, особенно девальвация английского фунта и французского франка, произведенная под диктовку кругов Уолл-стрита, убедительно говорят о потере Англией и Францией их влияния и значения великих держав на международной арене. Это на­ложило свою печать и на внешнюю политику этих маршаллизированных стран, покорно следующих за колесницей американского доллара. И как могло бы быть иначе, когда и Великобритания и Франция не имеют уже под своими ногами твердой экономической основы в виде своей отечественной индустрии, устойчивого сельского хозяйства, неза­висимой торговли, независимой и устойчивой национальной валюты?

Экономические корни капиталистического хозяйства западноевро­пейских стран решительно подорваны действием законов их развития, обрекающего более слабые капиталистические страны на необходимость уступать дорогу более сильным в экономическом отношении. Здесь дей­ствует волчий закон конкуренции, волчий закон силы, закон беспощад­ного подавления слабого.

Не имея опоры ни в экономическом положении страны, ни в широ­ких народных массах, классы, командующие в Великобритании и Фран­ции, пытаются сводить концы с концами .лишь при помощи американ­ских кредитов, получаемых ими на жестоких, явно кабальных условиях. Но и это приводит лишь к дальнейшему подрыву их экономической силы.

Совершенно иное положение в Советском Союзе, созидательная мощь которого достигла гигантского развития. В СССР, понесшем во второй мировой войне тягчайшие потери, быстро залечиваются раны, быстро устраняются причиненные войной разрушения и ущерб. В невиданных темпах восстанавливается народное хозяйство, превышая в ряде отраслей советской экономики довоенный уровень. Советская наука и техника дают образцы успешного решения важнейших научно-технических про­блем, обеспечивая дальнейший прогресс советской культуры в самом широком смысле этого слова. Опрокинув все расчеты ученых капита­листических стран, СССР решил задачу атомной энергии и атомного оружия, ликвидировав монопольное положение в этой области Соединен­ных Штатов Америки. Этот факт, как это ясно для всех, имеет исклю­чительное значение не только для дальнейших успехов социалистического строительства в ответственнейший период, в который вступил Советский Союз, в период перехода от социализма к коммунизму, но и для всего дальнейшего хода мировой истории.

Никогда не было так велико значение науки и техники, как в наше время, когда человек овладел тайной расщепления атомного ядра. Никогда не было так могуче социалистическое государство рабочих и кре­стьян, как теперь, когда оно самостоятельно и в исключительно короткий срок овладело этой тайной и сумело собственными силами претворить эту тайну в практическую действительность, поставить ее на службу социализму. Никогда не стояло так твердо и непоколебимо на своих ногах Советское государство, как теперь, когда, несмотря на все происки поджигателей новой войны, миллионы и миллионы простых людей овла­дели советскими, ленинско-сталинскими идеями мира и международного сотрудничества, демократии и прогресса, когда силы, стоящие за мир и дружбу народов, все более и более крепнут, одерживая верх над силами реакции и агресси

Под гениальным водительством товарища Сталина, впереди демокра­тических сил мира идет Советский Союз, великий советский народ, представляющий собой, как сказал в докладе о 31-й годовщине Великой Октябрьской революции В. М. Молотов, дружную семью трудящихся, независимо от национальных различий и вероисповедания «показавшую свою несокрушимую сплочённость и непобедимость в годы Отечественной войны, и теперь каждым днём своего участия на трудовом фронте де­монстрирующую растущую силу морально-политического единства совет­ского народа и его социалистической сознательности» («31-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции», Госполитиздат, 1948, стр. 18).

Вот в чем нужно видеть основные причины того, что Советский Союз и советский народ заняли почетное место в борьбе за прочный демо­кратический мир, в борьбе за безопасность народов.

В 1946 году СССР внес в Организацию Объединенных Наций предло­жение о всеобщем сокращении вооружений и вооруженных сил и о за­прещении атомного оружия. Это предложение пришлось не по вкусу любителям военных авантюр, пытавшимся его сорвать или, по крайней мере, выхолостить, превратить в пацифистскую побрякушку лигонацион-ного типа. Но сила общественного демократического мнения была столь велика, что сорвать предложение СССР не удалось. Принятие Ассамбле­ей советского предложения явилось крупнейшим актом в деле борьбы за мир.

В 1947 году Советский Союз вновь поднял свой голос в защиту мира. Советское правительство внесло на II сессию Генеральной Ассам­блеи предложение о запрещении пропаганды войны. Чтобы правильно оценить значение этого шага Советского правительства, нужно иметь в виду, что эта преступная пропаганда достигла своего апогея в ряде стран и, особенно, в США, где поджигатели войны распоясались во-всю. Это предложение тоже пытались сорвать англо-американские милита­ристы. Американский сенатор Остин прямо заявил в Генеральной Ассамблее, что советскую резолюцию о запрещении пропаганды войны нужно «убить в самом зародыше». Это «убийство» тоже не удалось. Резолюцию против пропаганды новой войны пришлось принять.

В 1948 году Советский Союз, верный своей лен и нско-стал и некой внешней политике, вновь бросился в битву за мир. СССР предложил пяти державам — СССР, США, Англии, Китаю и Франции сократить на треть все свои наличные вооруженные силы и средства вооружения и запретить атомное оружие. США и их сателлиты высокомерно откло* |. нили это предложение, уверенные в том, что атомное оружие является I американской монополией и что им не следует выпускать из своих рук эту привилегию. Отклоняя советские предложения, правящие круги США говорили, что СССР, не имея атомного оружия и добиваясь за­прещения этого оружия, ничем не жертвует, они же, США, жертвуют всем, ибо атомное оружие — их главное вооружение. Советские предло­жения были отклонены.

Но на следующей же сессии Генеральной Ассамблеи — на IV сессии, I происходившей в Нью-Йорке,— Советский Союз вновь потребовал при­нять меры в защиту мира, внеся свои предложения против подготовки новой войны и за заключение пакта пяти держав по укреплению мира. Важно отметить, что почти одновременно было опубликовано сообще-■ ние ТАСС, из которого мир мог убедиться, что СССР имеет в своем рас­поряжении атомное оружие. Позиция СССР в отношении запрещения атомного оружия осталась, однако, той же. Советский Союз попрежне-му настаивает на запрещении его, как варварского оружия, оружия агрессии, пользование которым несовместимо с членством в Организа­ции Объединенных Наций, противоречит чести и совести народов.

Внешняя политика Советского Союза — политика последователь­ной и мужественной защиты мира и противодействия любым попыт­кам развязать новую войну. Такова внешняя политика СССР, продиктованная принципами великого учения Ленина — Сталина, про­диктованная программой борьбы за коммунизм, отвечающая кровным ^интересам советского и всех других миролюбивых народов, подлинно социалистическая политика. Сила этой политики — в ее великих целях, в ее высоких принципах, в ее жизненной правде, несущей процветание и счастье миллионам, десяткам и сотням миллионов трудящихся людей, всему человечеству.

Советская внешняя политика потому не знает поражений,, потому непобедима, что она выражает волю народов Советского Союза, потому, что во главе советских народов стоит партия Ленина — Сталина, боевой авангард миллионных народных масс, ведущий под руководством товарища Сталина народы нашей Родины вперед и вперед. В этом заклю­чается основа всемирно-исторических побед Советского Союза. Ленин и Сталин учат, что задача руководства народом состоит в том, чтобы «авангард умел вести за собой арьергард, чтобы авангард шёл вперёд» не отрываясь от масс. Но чтобы авангард не мог оторваться от масс, чтобы авангард действительно мог вести за собой миллионные массы, для этого требуется одно решающее условие, а именно, чтобы сами массы убеждались на своем собственном опыте в правильности указаний, директив, лозунгов авангарда» (И. В. Сталин, Соч., т. 10, стр. 28).

Это условие у нас налицо. Поэтому налицо и успехи социализма в нашей стране, успехи, отмеченные мудростью нашего вождя товарища Сталина.

На XIII съезде РКП (б) в конце мая 1924 года, первом съезде после смерти В. И. Ленина, товарищ Сталин, говоря о росте удельного веса Советского Союза, о росте его популярности среди народных масс капиталистических стран, указывал на то, что это объясняется «...прежде всего, тем, что наша страна является единственной страной в мире, которая способна вести и действительно ведёт политику мира, ведёт её не фарисейски, а честно и открыто, решительно и последовательно. Теперь все признают, и враги, и друзья, что наша страна является единствен-ной страной, которая по праву может быть названа оплотом и знаменос­цем политики мира во всём мире» (Соч., т. 6, стр. 239).

С тех пор прошло 25 лет, четверть века. Теперь Советский Союз уже не одинок в борьбе за мир. Рядом с ним в битвах за мир стоят его верные друзья и соратники — страны народной демократии, поднявшие над своей землей знамя социализма. За эти 25 лет на долю Советского государства выпало много трудностей и великих испытаний. В огне этих испытаний еще больше закалилась и окрепла страна социализма, выпе­стованная Лениным и Сталиным.

Под руководством коммунистической партии во главе с товарищем Сталиным Советский Союз идет вперед своим испытанным ленинско-сталинским путем, не отступая ни на шаг в борьбе за великие принципы социализма, в борьбе за коммунизм, за мир, за безопасность и счастье народов.



и тогда «пробуждение протестующей мысли пролетариата неизбежно будет приводить эту мысль в русло социал-демократизма» (Соч., т. 1, стр. 278).

Сила марксизма-ленинизма, как научной теории общественного раз­вития, в величайшей степени выражается в ее критической и револю­ционной сущности.

Ленин учит, что это качество действительно присуще марксизму всецело и безусловно. Это с таким же основанием надо сказать и о самом ленинизме, поднявшем теорию научного социализма на высшую ступень развития.

Еще 45 лет назад В. И. Ленин ответил на один из «проклятых вопросов» того времени, на вопрос «что делать?», сформулировав этот ответ так: «Без революционной теории не может быть и революционного движения» (Соч., т. 5, стр. 341). Эта формула дополнена вещими сло­вами о том, что «роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией» (там же, стр. 342).

Ленинизм, высшая форма развития марксизма, вооружает революци­онный пролетариат наиболее совершенным оружием коммунистической теоретической мысли, подытожившей весь опыт революционных битв рабочих и крестьян за освобождение от угнетения и эксплоатации.

Критическая мощь ленинизма проявилась в высшей степени в той очистительной работе, которая выпала на долю Ленина и Сталина в борьбе с оппортунистами, извращавшими марксизм и пытавшимися приспособить это великое революционное учение к интересам капитали­стического лагеря. Вожди II Интернационала во главе с Каутским сделали все, что могли, чтобы попытаться притупить это оружие и вы­бить его из рук рабочего класса, проданного и преданного буржуазии социал-предателями всяких мастей.

Великая заслуга ленинизма состоит в том, что ленинизм выполнил историческую задачу проверки и критики всего арсенала II Интерна­ционала, выбросив из него все заржавленное и ветхое и выковав новые виды оружия.

«Необходимо было,— пишет Сталин в своей работе «Об основах ленинизма»,— проверить весь арсенал II Интернационала, выкинуть всё заржавленное и ветхое, выковать новые роды оружия. Без такой предварительной работы нечего было и отправляться на войну с капитализмом. Без этого пролетариат рисковал очутиться перед лицом

новых революционных схваток недостаточно вооружённым или даже просто безоружным.

Эта честь генеральной проверки и генеральной чистки авгиевых конюшен II Интернационала выпала на долю ленинизма» (Соч., т. 6, стр. 81).

Сталин — гениальный продолжатель дела Ленина и в научной раз­работке теории марксизма-ленинизма, и в практическом строительстве социализма. Сталинский научный гений открыл новые, величайшие осо-бенности и силу марксистско-ленинской теории.

«Теория,— учит Сталин, говоря о ленинизме,— есть опыт рабочего движения всех, стран, взятый в его общем виде. Конечно, теория стано­вится беспредметной, если она не связывается с революционной прак­тикой, точно так же, как и практика становится слепой, если она не освещает себе дорогу революционной теорией» (там же, стр. 88—89).

Велико значение теории в деле социалистического строительства. Но сила и действительная ценность теории, подлинная научность теории проверяются практикой и только практикой.

Ко дню десятилетия Октября Сталин писал в своей статье «Между* (Народный характер Октябрьской революции», что Октябрьская револю-ция разоблачила ложь и полную несостоятельность старой «теории» о [том, что эксплоатируемые не могут обойтись без эксплоатирующих,— это проповедовал еще римский сенатор Менений Агриппа, «теории», которая легла в основу политической философии социал-демократии.

«Эта „теория",— писал Сталин еще в 1927 году,— приобревшая характер предрассудка, представляет теперь одну из самых серьёзных [преград на пути к революционизированию пролетариата капиталисти­ческих стран. Одним из важнейших результатов Октябрьской револю­ции является тот факт, что она нанесла этой лживой „теории" смер­тельный удар» (Соч., т. 10, стр. 242).

Таких ударов по лживым буржуазным «теориям» за 32 года совет­ской власти Октябрьская революция нанесла немало. Опыт миллионов делает свое творческое дело, внося поправки в старые схемы, разрушая эти схемы и ставя на их место новые, порожденные практической борьбой требования.

На VI съезде РСДРП (б), в июле — августе 1917 года, Сталин указывал на то, что революция в России все более углубляется, ставя на очередь социальные вопросы.

«Она,— говорил Сталин в этом докладе о политическом положе­нии,— врывается в хозяйственную сферу, ставя вопросы о рабочем контроле в промышленности, о национализации земли и снабжении инвентарём неимущего крестьянства, об организации правильного обмена между городом и деревней, о национализации банков, наконец, о взятии власти пролетариатом и беднейшими слоями крестьян. Революция вплот­ную подошла к необходимости социалистических преобразований» (Соч., т. 3, стр. 173).

Сталин вскрывает особенности российской революции, вырывающейся из ограниченного круга буржуазно-демократических преобразований на широкий путь преобразований социалистических.

Сталин призывает партию откинуть отжившее представление о том, что только Европа может указать нам путь. «Существует,— говорит Сталин,— марксизм догматический и марксизм творческий. Я стою на почве последнего» (там же, стр. 187).

Это было более тридцати лет назад. На протяжении всех этих лет строительство социалистического, советского государства неизменно шло под знаком господства марксизма творческого, поднятого Лениным и Сталиным на высшую ступень развития, обеспечившего блестящие победы социализма, обеспечившего жизненность, силу и процветание советского, социалистического государства, отечества трудящихся всего мира.

Ленинская теория пролетарской революции является гениальным итогом опыта рабочего движения во всем мире, итогом анализа разви­тия заложенных в основе капиталистического мира антагонистических противоречий, итогом научного анализа империализма, путей его раз­вития, загнивания, умирания.

Говоря о ленинской теории пролетарской революции, Сталин дал в кратких чертах изложение этой теории — ленинского закона о неравно­мерности, скачкообразности экономического и политического разви­тия капиталистических государств. Сталин показал вместе с тем, как стремление одних стран,— именно тех, которые вырвались в этом скачкообразном развитии вперед,— захватить новые позиции ведет к

неизбежным военным столкновениям империалистических стран. Сталин писал (это было в 1924 году), что из этих противоречий возникла, как известно, и первая мировая война. Ленинский закон исходит, как учит Сталин, из следующих пяти положений, развитых Лениным в его клас­сическом труде «Империализм, как высшая стадия капитализма». Зна­чение этих положений для полного понимания ленинско-сталинской теории пролетарской революции так велико, что следует привести их I полностью.

«Законdjwot,— пишет Сталин,— исходит из того, что:

1) „Капитализм перерос во всемирную систему колониального угне­тения и финансового удушения горстью «передовых» стран гигантского большинства населения земли" (см. предисловие к французскому изда­нию «Империализма» Ленина, т. XIX, стр. 74).

2) „Делёж этой «добычи» происходит между 2—3 всемирно могу­щественными, вооружёнными с ног до головы хищниками (Америка, Англия, Япония), которые втягивают в свою войну из-за дележа своей добычи всю землю" (см. там же).

3) Рост противоречий внутри мировой системы финансового угнетения и неизбежность военных столкновений ведут к тому, что мировой фронт империализма становится легко уязвимым со стороны революции, а прорыв этого фронта со стороны отдельных стран — вероятным.

4) Этот прорыв вероятнее всего может произойти в тех пунктах и в тех странах, где цепь империалистического фронта слабее, т. е. где империализм менее всего подкован, а революции легче всего развер­нуться.

5) Ввиду этого победа социализма в одной стране, если даже эта страна является менее развитой капиталистически, при сохранении капитализма в других странах, если даже эти страны являются более развитыми капиталистически,— вполне возможна и вероятна» (Соч., т. 6, стр. 370).

Такова эта великая теория, совершившая переворот в науке о {социализме, теория творческая и созидательная, теория, определившая с математической точностью пути развития революции в России в .1917 году, предвидевшая неизбежность победы социализма в нашей стране, несмотря на ее тогдашнюю отсталость, несмотря на карканье троцкистского воронья об обреченности на гибель Великой Октябрьской социалистической революции.

Ленинская теория пролетарской революции нанесла сокрушительный удар по вражеским, оппортунистическим меньшевистским «теориям». Она открыла новые, величественные перспективы победоносного разви­тия социалистической революции и возможность победы социализма в одной стране.

Ленинизм означает наступление новой эпохи в истории международ­ного рабочего движения, в истории научного социализма. Ленинизм теоретически объяснил и обосновал новые пути борьбы за социализм. Товарищ Сталин четверть века назад, на исходе седьмого года Великой Октябрьской революции, писал: «Вероятнее всего, что в ходе развития мировой революции, наряду с очагами империализма в отдельных капита­листических странах и с системой этих стран во всём мире, создадутся очаги социализма в отдельных советских странах и система этих очагов во всём мире, причём борьба между этими двумя системами будет на­полнять историю развёртывания мировой революции» (Соч., т. 6, стр. 400).

Товарищ Сталин высказал предположение: «Вероятнее всего, что мировая революция будет развиваться путём революционного отпадения ряда новых стран от системы империалистических государств при под­держке пролетариев этих стран со стороны пролетариата империалисти­ческих- государств. Мы видим, что первая отпавшая страна, первая победившая страна уже поддерживается рабочими и трудящимися массами других стран. Без этой поддержки она не могла бы про­держаться. Несомненно, что поддержка эта будет усиливаться и нарастать. Но несомненно также и то, что само развитие мировой революции, самый процесс отпадения от империализма ряда новых стран будет происходить тем скорее и основательнее, чем основательнее будет укрепляться социализм в первой победившей стране, чем скорее будет превращаться эта страна в базу дальнейшего развёртывания мировой революции, в рычаг дальнейшего разложения империализма» (там же, стр. 398—399).

Этот исключительный по своей глубине анализ, опирающийся на ленинский закон неравномерности развития капитализма, полностью подтвердился ходом событий в странах Восточной Европы после второй мировой войны, когда ряд стран выпал из капиталистической системы. Болгария, Венгрия, Румыния, Польша, Чехословакия, Албания, отпав­шие от системы капиталистических стран, вступили в семью демократи­ческих государств и, пройдя путь своего преобразования в страны

народной демократии, твердой ногой вступили на путь социализма, под знаменем которого при поддержке страны социализма они строят новую жизнь на благо своих народов.

Победа социализма в СССР не есть результат счастливого стечения исторических обстоятельств. Эта победа — результат последовательной, мудрой политики партии Ленина — Сталина, опирающейся на гениаль­ное учение Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина об обществе и государстве, о социалистической революции и диктатуре пролетариата.

Ленин доказал, что вопрос о победе социализма в одной стране является основным вопросом пролетарской революции. Судьба проле­тарской революции, победоносное развитие ее не может итти иным путем, как путем установления диктатуры пролетариата, путем органи­зации новых, социалистических общественных отношений, организации нового, социалистического общества.

Борьба за генеральную линию нашей партии, за возможность по­строения социализма в СССР, борьба против троцкистско-зиновьевских отщепенцев, отрицавших такую возможность, была вместе с тем и борьбой за пролетарскую революцию.

Разоблачая невежество и отступничество от марксизма-ленинизма этих предателей, товарищ Сталин отстоял и развил дальше ленинское положение о победе социализма в одной стране. Исходя из ленинского учения о диктатуре пролетариата и отстаивая это учение, товарищ Сталин охарактеризовал строение и механизм диктатуры пролетариата, руководящую роль партии, показал, что без них пролетариат «оказал­ся бы в своей борьбе за победу в положении безоружной армии перед лицом организованного и вооружённого капитала» (Соч., т. 8, стр. 32).

Товарищ Сталин дал классическое определение трех основных сто­рон диктатуры пролетариата. Они состоят в следующем:

«1) Использование власти пролетариата для подавления эксплуата­торов, для обороны страны, для упрочения связей с пролетариями дру­гих стран, для развития и победы революции во всех странах.

2) Использование власти пролетариата для окончательного отрыва трудящихся и эксплуатируемых масс от буржуазии, для упрочения союза пролетариата с этими массами, для вовлечения этих масс в дело

социалистического строительства, для государственного руководства этими массами со стороны пролетариата.

3) Использование власти пролетариата для организации социализма, для уничтожения классов, для перехода в общество без классов, в со­циалистическое общество.

...Только все эти три стороны, взятые вместе, дают нам полное и за­конченное понятие диктатуры пролетариата» (Соч., т. 8, стр. 30—31).

Товарищ Сталин — вместе с Лениным — отстоял чистоту ленинского учения о диктатуре пролетариата в непримиримой борьбе с врагами ленинизма, с врагами партии. Эта борьба шла и завершилась блестя­щей победой как в области теоретической, так и в области практиче­ского строительства социализма. Эта борьба велась под руководством большевистской партии во главе с Лениным и Сталиным, величайшими теоретиками коммунизма, величайшими организаторами и руководите­лями построения первого в мире социалистического государства рабочих и крестьян, государства нового типа. Советская власть, писал Ленин, есть новый тип государства, форма диктатуры пролетариата.

Ленин открыл советскую власть как новую форму государственной организации. Особенность советской власти, как новой формы государ­ственной организации, Ленин определил словами: «...Для перехода от буржуазного строя к социалистическому, для диктатуры пролетариата, Республика Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов является не только формой более высокого типа демократических учреждений (по сравнению с обычной буржуазной республикой при Учредительном собрании, как венце ее), но и единственной формой, способной обеспечить наиболее безболезненный переход к социализму» (Соч., т. XXII, стр. 131).

На VII съезде РКП (б) Ленин говорил: «Исторически отрицать нельзя, что Россия создала Советскую республику. Мы говорим, что при всяком откидывании назад, не отказываясь от использования буржуаз­ного парламентаризма,— если'классовые, враждебные силы загонят нас на эту старую позицию,— мы будем идти к тому, что опытом завое­вано,— к Советской власти, к советскому типу государства, государства типа Парижской коммуны. Это нужно выразить в программе. Вместо программы-минимум мы введем программу Советской власти. Характе­ристика нового типа государства должна занять видное место в нашей программе» (там же, стр. 355).

Ленин говорил, что демократии мы поставили иные задачи, что задачи социализма мы перевели из общей абстрактной формулы «экс­проприации экспроприаторов» в такие конкретные формулы, как нацио­нализация банков и земель. Это, подчеркивал Ленин 31 год назад, стало существенной частью программы, разработкой которой был тогда занят, как известно, VII съезд нашей партии.

Товарищ Сталин показал значение Советов как политической осно­вы победившего социализма, как политической основы социалистического государства рабочих и крестьян.

Огромна заспуга товарища Сталина в разработке вопросов о значе­нии пролетарской диктатуры, о роли Советов как государственной фор­мы диктатуры пролетариата, о значении советского государственного аппарата.

Говоря о некоторых особенностях тактики большевиков в период подготовки Октября, товарищ Сталин показал великое всемирно-исто­рическое значение Советов как основного организационного рычага, вплотную подводящего миллионные массы трудящихся к победе дикта­туры пролетариата. Напомнив данную Лениным характеристику Советов как новой государственной машины, обеспечивающей все условия победы пролетарской революции, товарищ Сталин показал путь, кото­рым Советы повели народные массы к Октябрю.

Товарищ Сталин всегда ориентирует партию и весь советский народ на укрепление пролетарской диктатуры и Советского государства как политической формы диктатуры пролетариата, защищая чистоту и вели­чие ленинского учения о социалистическом строительстве от оппортуни­стических, контрреволюционных извращений.

В. И. Ленин указывал, что особенности Советского государства заключались также в методах и в особых формах борьбы. Это были своеобразные методы.

«Социализм должен по своему, своими приемами — скажем кон­кретнее, советскими приемами — осуществить это движение вперед» (Соч., т. XXII, стр. 446).

Главная особенность этих приемов состоит в том, чтобы вместе с массами обсудить, какие средства нужно применить для пользы дела, чтобы наверстать упущенное, воспитать массы и на опыте вместе с ними учиться строительству социализма, не боясь отступить там, где неизбежно, от социалистических принципов,— от принципов Коммуны.

Ленин учит, что после перехода власти в руки пролетариата «сила примера впервые получает возможность оказать свое массовое действие» (Соч., т. XXII, стр. 456).

Эти особенности методов действия советского государственного управления в сочетании с социалистическим характером советского демократизма, представляющего собой более высокий тип демократизма, создают невиданную до того в истории систему государственности — государственности советской.

Товарищ Сталин, исходя из принципов ленинизма, дал законченное разрешение проблемы партии и Советского государства — важнейшей и актуальнейшей проблемы социалистического строительства: «Без партии, как основной руководящей силы, невозможна сколько-нибудь длитель­ная и прочная диктатура пролетариата» (Соч., т. 8, стр. 36).

Основываясь на ленинском положении о том, что партия есть выс­шая форма классового объединения пролетариев и ее политическое руководство должно быть распространено на все другие формы орга­низации пролетариата, в том числе и на Советы; товарищ Сталин раз­вил учение о руководящей роли партии рабочего класса в социалисти­ческом строительстве.

Руководящая роль большевистской партии получила соответствующее отражение в тексте Сталинской Конституции, в статье 130 которой гово­рится: «...наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную ком­мунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудя­щихся, как общественных, так и государственных».

Основной принцип руководства массами большевистской партии — «уметь убеждать массы в правильности политики партии, выдвигать и проводить такие лозунги, которые подводят массы к позициям партии и облегчают им распознать на своём собственном опыте правильность политики партии, подымать массы до уровня сознания партии- и обес­печивать, таким образом, поддержку масс, их готовность к решитель­ной борьбе» (СоЗй, т. 8, стр. 52).

Советское государство черпает свою мощь и силу в народе, в глу­боких связях с миллионными народными массами. Такого государства еще не знала история. Поэтому-то и такой силы не знало и не имело

ни одно государство мира, кроме Советского государства. Ленин и Сталин учат пониманию именно этой истины, Ленин и Сталин воспи­тали партию в этом понимании, вооружили ее — этот великий авангард рабочих и крестьянских миллионных масс — идеей прочного и неруши­мого союза трудящихся, дружбы народов, кровной связи партии и госу­дарства. В борьбе с троцкистами, зиновьевцами и другими изменни­ками Родины победила партия, советская власть потому, что за пар­тией и советской властью стояли и стоят миллионы — весь советский народ.

Сталин укрепил и развил учение о социалистическом государстве, опираясь на опыт социалистического строительства в СССР, строитель­ства и развития советского, социалистического государства.

Победа социализма в СССР в результате ликвидации экеплоататор-ских классов и прочного установления государственной и общественной собственности, основы всего политического и общественного советского строя, выдвинула ряд проблем в области учения о государстве. Эти теоретические проблемы, имевшие к тому же серьезное практическое значение, требовали ответа. Важнейшая из этих проблем касалась судьбы самого государства, касалась вопроса о том, оправдано ли при отсутствии в стране враждебных классов, в условиях движения нашего общества к коммунизму, существование государства. Правильно ли, что в указанных условиях мы, вместо того, чтобы содействовать отмиранию социалистического государства, наоборот, ставим задачу дальнейшего укрепления нашего государства.

Эти исключительно важные вопросы о социалистическом государ­стве потребовали серьезного к себе внимания, так как они, далеко выходя из рамок теоретического интереса, приобретали крупнейшее практическое значение.

В своем выступлении на XVIII съезде партии товарищ Сталин дал развернутое учение о социалистическом государстве и тем самым раз­вил марксистско-ленинскую теорию в этой важной, решающей области научного коммунизма.

Великая заслуга Сталина в том, что он продолжил и завершил начатую Лениным, но вследствие преждевременной смерти нашего вели­кого учителя не оконченную им, работу по теории государства. Развив далее это учение Ленина, Сталин открыл новую страницу в теории государства, и социалистического государства в особенности.

Товарищ Сталин, говоря о функциях, которые были у рабовладель­ческого, феодального и капиталистического государств, показал, что «две основные функции характеризуют деятельность государства: внут­ренняя (главная) —держать эксплоатируемое большинство в узде и внешняя (не главная) — расширять территорию своего, господствую­щего класса за счет территории других государств, или защищать территорию своего государства от нападений со стороны других госу­дарств» («Вопросы ленинизма», стр. 604).

Сталин учит, что Советское государство, несмотря на то, что оно создано в России вместо разрушенной государственной машины бур­жуазии, сохранило некоторые функции старого государства, изменен­ные применительно к п о т р е б и о с т я м пролетарского государства. Известно, вместе с тем, что потребности пролетарского государства, в свою очередь, определяются его природой, т. е. теми его качествами, свойствами, особенностями, принципами, которые присущи пролетар­скому государству.

Сталин учит, что формы и первоначальные функции Советского государства не могут остаться неизменными.

«На самом деле формы нашего государства меняются и будут меняться в зависимости от развития нашей страны и изменения внешней обстановки» (там же, стр. 604—605).

Сталин приводит при этом указание Ленина о том, что в течение «целого исторического периода, отделяющего капитализм от „обще­ства без классов", от коммунизма», неизбежно обилие и разнообразие политических форм, но «сущность будет при этом неизбежно одна: диктатура пролетариата» (Соч., т. XXI, стр. 393).

Сталин учит, что наше социалистическое государство со времени Октябрьской революции прошло в своем развитии две главные фазы. Учение Сталина о двух фазах развития социалистического государства имеет особенно важное значение. Оно содержит объяснение того, какие именно функции и в силу каких именно исторических условий и причин осуществляло в первую и во вторую фазы Советское государство. Это учение о фазах важно и потому, что оно раскрывает закономерность дальнейшего развития и укрепления социалистического государства, как и неизбежность новых изменений его функций.

«Первая фаза — это период от Октябрьской революции до ликви­дации эксплоататорских классов. Основная задача этого периода состояла

в подавленш сопротивления свергнутых классов, в организации обо­роны страны от нападения интервентов...» («Вопросы ленинизма», стр. 605).

Сталин учит, что во вторую фазу развития Советского государства «отмерла функция военного подавления внутри страны, ибо эксплоата-ция уничтожена, эксплоататоров нет больше и подавлять некого» (там [же, стр. 606).

Но вместо этой функции появилась функция охраны социалистиче­ской собственности от воров и расхитителей народного добра, сохрани-лась полностью функция военной защиты страны от нападения извне, что означает сохранение Советской Армии, Военно-Морского Флота, карательных органов, разведки, необходимых «для вылавливания и наказания шпионов, убийц, вредителей, засылаемых в нашу страну иностранной разведкой.

Сохранилась и получила полное развитие функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы государственных органов» (там же).

Сталин особенно подчеркивает в своем учении о социалистическом государстве, что острие нашей армии, карательных органов и разведки теперь обращено не внутрь страны, а вне ее, против внешних врагов.

Таково социалистическое государство, таковы его функции во второй фазе его развития.

Говоря о такой важной проблеме, как проблема отмирания государ­ства, Сталин показал, что формула Энгельса в «Анти-Дюринге»: «„Госу­дарство (на известной стадии своего развития.— А. В.) не «отменяется», оно отмирает" (Ф. Энгельс, «Анти-Дюринг», 1933 г., издание Парт-издата, стр. 202)» — правильна, но при одном из двух условий. Установ­ление этих условий означало новый, громадный шаг вперед в теории социалистического государства.

Каковы эти условия? Их два, по учению Сталина: первое — если вести изучение социалистического государства с точки зрения лишь внутреннего развития страны, если брать социалистическое государство изолированно от международных отношений; второе — если предполо­жить, что социализм победил во всех странах или в большинстве стран, что вместо капиталистического окружения имеется окружение социали­стическое и что нет больше угрозы нападения извне, нет больше нужды в усилении армии и государства.

«Ну, а если социализм победил только в одной, отдельно взятой стране, и отвлекаться, ввиду этого, от международных условий никак невозможно,— как быть в таком случае?» («Вопросы ленинизма», стр. 602—603). На этот вопрос формула Энгельса не дает ответа.

Сталин дал ответ и на этот вопрос, указав на то, что страна, где победил социализм, находящаяся в капиталистическом окружении и подверженная угрозе нападения извне, «должна иметь свое достаточно сильное государство,— для того, чтобы иметь возможность защищать завоевания социализма от Нападения извне» (там же, стр. 603).

Сталинское учение о социалистическом государстве — дальнейшая, высшая ступень в развитии марксистско-ленинской науки о государстве. Оно является вместе с тем обобщением богатейшего опыта социалисти­ческого строительства в могущественнейшей стране, на протяжении всех лет своего существования беспрестанно преодолевавшей громадные пре­пятствия в разрешении своих социалистических задач. Сталинское уче­ние дает могучую силу ориентировки странам народной демократии, ставшим на путь социалистического строительства.

Сила социалистического строя и социалистического государства опре­деляется отсутствием здесь разъедающих общественные отношения классовых противоречий, определяющихся в свою очередь характером производственных отношений, опирающихся на общественную собствен­ность на средства производства. В своей классической работе «О диа­лектическом и историческом материализме» Сталин вскрыл это великое преимущество советской системы, социалистического строя.

«При социалистическом строе, который осуществлен пока-что только в СССР, основой производственных отношений является общественная собственность на средства производства. Здесь уже нет ни эксплоата-торов, ни эксплоатируемых. Произведенные продукты распределяются по труду согласно принципа: „кто не работает, тот не ест". Взаимные отношения людей в процессе производства характеризуются здесь, как отношения товарищеского сотрудничества и социалистической взаимо­помощи свободных от эксплоатации работников. Здесь производствен­ные отношения находятся в полном соответствии с состоянием произво­дительных сил, ибо общественный характер процесса производства подкрепляется общественной собственностью на средства производства.

Поэтому социалистическое производство в СССР не знает периоди­ческих кризисов перепроизводства и связанных с ними нелепостей.

к тому высшему единству трудящихся всех стран в едином мировом хозяйстве, необходимость которого становится всё более и более осяза­тельной» (Соч., т. 5, стр. 23).

Советская федерация не имеет ничего общего с буржуазной федера­цией. Буржуазные федерации сложились в результате насилия, угнете­ния, национальных войн. Отсюда — национальная вражда, правовое неравенство, оттирание слабых на задний план, эксплоатация сильными культурно и экономически отсталых и слабых.

Советская федерация опирается на добровольность и правовое ра­венство, на братскую солидарность интересов трудящихся, на принцип взаимопомощи и содействия культурно-экономическому подъему отста^ лых. Отсюда — укрепление межнациональных связей, усиление тяготе­ния к единству. «Советская власть построена так,— говорил товарищ Сталин в докладе на X Всероссийском съезде Советов 26 декабря 1922 года,— что она, интернациональная по своей внутренней сущности, всячески культивирует в массах идею объединения, сама толкает их на путь объединения» (там же, стр. 149—150),

В.сближении народов СССР, в тесной их дружбе, в разгроме поку­шавшихся на нее троцкистов, правых и других перерожденцев и всяких «уклонистов», великорусских и местных националистов исключительная роль принадлежит товарищу Сталину.

«Необходимо,— писал товарищ Сталин,— чтобы Советская власть стала столь же родной и близкой для народных масс окраин России. Но для того, чтобы сделаться родной, Советская власть должна стать прежде всего понятной для них. Поэтому необходимо, чтобы все совет­ские органы на окраинах, суд, администрация, органы хозяйства, орга­ны непосредственной власти (а также и органы партии) составлялись по возможности из местных людей, знающих быт, нравы, обычаи, язык местного населения... чтобы массы видели, что Советская власть и её органы есть дело их собственных усилий, олицетворение их чаяний. Только таким путём можно установить нерушимую духовную связь между массами и властью, только таким путём можно сделать Совет­скую власть понятной и близкой для трудящихся масс окраин» (Соч., т. 4, стр. 358),— которые стали впоследствии автономными и союзными советскими республиками.

Теоретические работы и организационно-практическая деятельность

товарища Сталина обеспечили глубоко принципиальную политику совет-

В буржуазных странах правящие круги грубо нарушают законы и попирают элементарные гражданские права.

И только в одной стране сверкает чистое золото человеческой правды и справедливости, человеческой свободы и счастья, подлинного брат­ского содружества десятков национальностей, с энтузиазмом строящих новое, коммунистическое общество. Эта страна — наша Родина, Совет­ский Союз, процветающий под знаменем Сталинской Конституции, под водительством великого Сталина, гениального продолжателя дела Ленина.

Социалистическое государство опирается на мощный фундамент со­циалистических производственных отношений, в основе которых лежит общественная, социалистическая собственность. Производственные отно­шения, как известно, подвергаются изменениям в соответствии с изме­нением производительных сил. Производительные силы, по Сталину, являются наиболее подвижным и революционным элементом производ­ства и вместе с тем определяющим элементом развития.

Общественные идеи, возникающие на базе назревших задач разви­тия материальной жизни общества, являются со своей стороны гигант­ской силой воздействия на жизнь общества, гигантским средством, облегчающим создание условий, способных обеспечить успешное разви­тие общества.

«Здесь,— учит Сталин,— особенно ярко выступает громадная роль новых общественных идей, новых политических учреждений, новой поли­тической власти, призванных упразднить силой старые производственные отношения... Стихийный процесс развития уступает место сознательной деятельности людей, мирное развитие — насильственному перевороту, эволюция — революции» («Вопросы ленинизма», стр. 561).

Эти идеи должны быть таковы, чтобы они могли правильно отражать «потребности развития материальной жизни общества», чтобы они были способны «привести в движение широкие массы народа», способны «мобилизовать их и организовать из них великую армию пролетарской партии, готовую разбить реакционные силы и проложить дорогу передо­вым силам общества» (там же, стр. 547).

Товарищ Сталин указывает на «величайшее организующее, мобили­зующее и преобразующее значение новых идей, новых теорий, новых

Обновлено 12.08.2011 23:55  

На развитие сайта


Реставрация капитализма в СССР

 

Это наверное первый наиболее полный и комплексный анализ причин приведших к катастрофе СССР в 1991 году.

Автор - заслуженный ветеран европейского рабочего и коммунистического движения, известный германский ученый и антифашист.

Данный труд написан простым и доступным языком, отлично переведен на русский и лишен излишнего академизма, а также сложных и ненужных языковых построений.

Сам Вилли Диккут прекрасно говорил по-русски. Он также не из книг был знаком с жизнью в СССР, где трудился на уральских заводах еще в 20-30 годы, где у него осталась первая семья и множество друзей.

Он учит:

..."ХХ Съезд КПСС обозначил приход к власти мелкобуржуазной переродившейся бюрократии, которая незаметно смогла развиться в партийном, государственном и экономическом аппаратах СССР. Это было наиболее значительным поражением, которое революционное рабочее движение испытало за последнее столетие"...

 

В целом данный серьезный теоретический труд читается легко и приятно, что называется "на одном дыхании".

И если Вы интересуетесь политикой книга "Реставрация капитализма в СССР" будет Вам просто необходима, как для саморазвития, так и для участия в спорах и дискуссиях по тем или иным актуальным современным вопросам

 

Цена на книгу Вилли Диккута «Реставрация капитализма в СССР» 150 руб + стоимость доставки по почте (около 50 рублей)

Способ оплаты - электронные деньги или почтовый перевод

Заказы посылайте на 5425421@gmail.com

Издательство: Слово, Победа (2004)

ISBN: 5-221-00007-7

Объём: 500 стр.

Формат: 84x108/32