Старые церковные книжники называли когда-то Москву «Третьим Римом». «Церковь старого Рима пала неверием,— писал старец Филофей великому князю московскому Ивану III (XV в.),— второго же Рима — константинопольскую церковь иссекли секирами агаряне (турки). Сия же ныне третьего нового Рима — державного твоего царствия — святая соборная апостольская церковь во всей поднебесной паче солнца светится. Блюди же и внемли (слушай), благочестивый царь, что все христианские царства сошлись в твое единое, что два Рима пали, а третий (Москва) стоит, а четвертому не быть: твое христианское царство уже иным не достанется».
Итак, Москва XV века была «солнцем православия». А между тем 3—4 века назад в эпоху расцвета феодального строя это был лишь перекресток малопроезжих тогда торговых дорог из Новгорода в Рязань и из Киевской Руси на восток, к Волге. Малопроезжие дороги однако становились все более и более торными. Торговые связи укрепляли московское княжество; торговля обогащала московскую казну; силы и богатство сделали великого князя московского царем, «всея Руси самодержцем», а впоследствии всероссийским императором. На той же экономической почве росла и крепла й московская православная церковь. Поддерживаемая великими князьями, она способствовала объединению Руси вокруг Москвы, скопила большие земельные и денежные богатства, оформила свою организацию и распространила свое влияние на все стороны государственной и общественной жизни. Так русская православная церковь и царское самодержавие переплетались в своих интересах и взаимно связывались, а эта связь поддерживалась и скреплялась развившимся у нас на распаде феодализма торговым капиталом.
Задача этой книжки и заключается в том, чтобы проследить, как все это происходило, т. е. в каком направлении развивалась русская церковь начала разложения феодализма (XV — XVI вв.) и какого положения достигла она, когда торговый капитал переходил у нас в капитал промышленный (конец XVIII — начало XIX вв.),