Русская церковь в расцвете торгового капитала. — Расцвет торгового капитала в XVIII в. — Ограничение вотчинных прав церкви.— Секуляризация церковных вотчин. — Ограничение прочих феодальных прав церкви. — Синод, как форма огосударствления церкви. — Путь духовенства в XVIII в : от «тяглого состояния» при Петре к «привилегированному сословию» в конце века; от оппозиции петровской реформе к положению послушного орудия власти. — Новое в быту низшего духовенства. — «Век просвещения» и православное «благочестие». — Раскол и государство XVIII в. — Социально-политические основы сектантства XVIII в. (бегуны, хлысты и духоборы).
В начале XVIII века торговый капитал достигает в России своего расцвета. Мелкое хозяйство' еще преобладает в стране, но на ряду с ним быстро растет и развивается хозяйство крупное. Накопленный во внутренней и особенно во внешней торговле капитал постепенно охватывает отдельные отрасли народного хозяйства. Предметы добывающей промышленности, как меха, икра, соль; сельскохозяйственное сырье, как хлеб, лен, пенька, шерсть; наконец, иностранные товары как шелк, или промышленные изделия, скупаются крупными оптовиками и отправляются в города, перебрасываются за границу (шелк из Персии в Англию). Промышленное сырье раздается теми же скупщиками кустарям на руки для переработки или идет на организованные иностранцами мануфактуры, на дворянские и купеческие фабрики, на государственные заводы. Появляется и растет крупое производство.
{jcomments on}Торговая буржуазия уже задает тон. Торговля признается «основанием богатства всех государств». Политика преследует торговые интересы. Уже Ново-торговый устав 1667 г. регулировал внешнюю торговлю; завоевания Петра открывали торговому классу удобную дорогу на внешние рынки; для развития внутренней торговли в середине XVIII века отменяются внутренние таможенные пошлины; заключаются торговые договоры с другими странами; при правительстве устраиваются совещания торговых людей; при его же содействии для предпринимательских торговых целей организуются «кумпанства». Торгово-промышленный класс получает свое управление (ратуши, магистраты), надетяется рядом привилегий и прав (жалованная грамота городам 1785 г.).
С торговой буржуазией тесно сплетается господствующее сословие — дворянство. Благодаря прочно установившемуся с начала XVIII века крепостному праву дворянство пользуется крестьянскими оброками и барщиной, держит в своем распоряжении массу сельскохозяйственного сырья и даровые рабочие руки и на этой основе так же отдается широкой предпринимательской деятельности: крупными партиями продает скупщикам сельскохозяйственные товары, организует в своих имениях крепостные фабрики. Интересы торгового капитала вполне отвечают интересам дворянства, и господствующее сословие, поддерживаемое торговой буржуазией, проводит политику укрепления своего господства, усиления крепостного права и всяческого расширения и укрепления внутренней и внешней торговли. Дворянство и торговая буржуазия окончательно утверждают самодержавие, которое является для них наиболее подходящей формой власти. Самодержавие, особенно в лице Петра I, в интересах господствующих классов с помощью иностранных инструкторов организует постоянное войско, заводит на иностранный лад новую администрацию, вооружается всяческой иностранной техникой и с помощью всех этих средств цепко держит в своих руках угнетенные народные массы, эксплуатируя их в интересах класса господствующих, получающих всяческие привилегии и льготы (указ о вольности дворянства 1762 г., жалованная грамота дворянству 1785 г. и т. д.). Такою встает перед нами Петербургская империя — тот общественный и политический порядок, который был подготовлен предшествующим развитием и окончательно сорганизован и выдвинут в эпоху расцвета торгового капитала.
Русская церковь при этом порядке оказалась в том самом положении, заняла то самое место, куда обстоятельства толкали ее еще со времени начала разложения феодализма. Она становится одним из «средств» или орудий государственной власти, делается служанкой самодержавия.
Реформа Петра, связанная с длительной и упорной борьбой за торговые пути (война со шведами 1701 — 1721), вызвала чрезвычайное напряжение сил и средств государства. России более чем когда-либо были нужны деньги и солдаты. И церковь, получавшая огромные доходы со своих вотчин, должна была постепенно передать эти доходы государству, а впоследствии и вовсе расстаться со своими вотчинами. Ибо государство не могло терпеть, что «монастыри с вотчин собирают хлеб с крестьян и за продажный хлеб и скот деньги немалые, а где те деньги у них, на какие расходы, того неведомо». Пиэтому тотчас после Нарвского поражения, когда за недостатком меди для литья пушек было предписано, между прочим, снимать с церквей лишние колокола, у монастырей и архиереев было отнято распоряжение их вотчинными доходами. Оно было передано вновь восстановленному Монастырскому приказу, который, как мы уже знаем, существовал в XVII веке, но главным образом в качестве судебного учреждения. Теперь это было учреждение с более широкими полномочиями: он был не только судебным учреждением по гражданским и духовным делам для всех светских и духовных лиц своего ведомства, но он был также и административно-финансовым учреждением. Монастырский приказ ведал сбором доходов с монастырских вотчин и их распоряжением. Все доходы с церковных имуществ, сел, деревень "и иных угодий должны были идти в этот приказ, а из него — в царскую казну на государственные и общественные нужды (на литье пушек, на расходы приказных палат, на содержание благотворительных заведений). Монахи получали из казны только небольшой оклад на прожиток, равный для всех монахов, без различия сана, по 10 руб. и по 10 четвертей хлеба на брата (рублей 140 на наши довоенные деньги). В то же время уничтожались всякие льготы, связанные с владением землей, а время от времени бывала и полная отписка церковных вотчин то за долги, то для вознаграждения служилых людей, то для приписки к заводам. Монастырские оброчные статьи: пчельники, рыбные ловли, соляные варницы, мельницы, бани, были целиком взяты в казну.
С наступлением более спокойного * времени эта политика в отношении церковных имуществ несколько смягчилась, хотя колебания в вопросе о том, кто должен ведать монастырские и церковные вотчины,— духовные или светские власти, продолжались долгое время. Сначала, в виду заметного падения церковных доходов за время управления ими монастырского приказа, отдельные вотчины стали возвращаться к духовным властям; а затем и все они были переданы в ведение высшего церковного учреждения, каким в то время стал уже так называемый святейший синод. Монастырский приказ был преобразован в синодальную камер-контору, а после смерти Петра все судебные и хозяйственные дела церкви сосредоточились в особом департаменте (или отделе) синода — коллегии экономии, которая состояла однако из светских членов. Впоследствии коллегия экономии со всем своим ведомством была вновь выделена в отдельное учреждение, подчиненное только сенату (1738 г.), каким был при Петре и Монастырский приказ. Тогда опять стала падать доходность церковных имений. Пришлось организовать даже «доимочную канцелярию», которая специально собирала недоимки с церковных вотчин при помощи губернаторов, воевод, воинских команд. Еще раз сделана была уступка церкви — коллегия экономии была закрыта и церковные имения вновь были переданы синоду (1744 г.) Но государство смотрело на них, как на источник своих доходов, и по-прежнему в монастыри на содержание посылались и солдаты, и престарелые с малолетними, и колодники (арестанты), и сумасшедшие.
Однако этого было мало. Самодержавная власть приходила к заключению, что «монастыри суетное себе делают затруднение управлением вотчин» (слова Елизаветы), и поэтому все более и более склонялась к тому, чтобы включить церковные вотчины в общий состав государственных имуществ, а на содержание духовенства отпускать денежное жалованье. В начале царствования Екатерины для разрешения этого вопроса была учреждена особая комиссия по вотчинам (душою ее был новгородский митрополит Дмитрий Сеченов — близкий сотрудник императрицы по духовным делам). Рассмотрев вотчинные дела и хозяйство, комиссия нашла, что «доходы с церковных вотчин употреблялись для роскоши церковных властей, а не на пользу церкви»; поэтому они должны быть изъяты из духовного ведомства. Доклад комиссии был утвержден в 1764 году. Все церковные вотчины (всего с населением в 910.866 душ) были «секуляризированы», т.-е. отобраны у церкви и переданы в распоряжение светской власти, в данном случае в ведение восстановленной коллегии экономии В архиерейских домах и монастырях были установлены штаты, по которым духовенство и получало жалованье. Из сумм коллегии часть уделялась на богадельни, на инвалидов, на духовные школы, а остальная оставалась в распоряжении государства. Несколько позже (1786 г.) была закрыта и сама коллегия экономии, и все церковные вотчины окончательно слились с государственными имуществами под общим управлением казенных палат.
Так, после вековой борьбы и упорной защиты церковь вынуждена была отступить перед мощью организованного самодержавия и отказаться, наконец, от главнейшего источника своей материальной силы, отдав его в распоряжение государства. С секуляризацией своих вотчин церковь потеряла последние остатки своей независимости и остатки своих феодальных прав. Потеряла без какого бы то ни было возмещения, которое дворянство впоследствии при ликвидации своего феодального землевладения (в 1861 г.) все же получило в виде оставшихся за ним больших земельных угодий и в виде огромных выкупных сумм.
Параллельно с утратой своих феодальных доходов церковь теряет и другие свои права и льготы. Право церковного суда было ограничено. Не забудем, что по гражданским и уголовным делам суд над духовными и церковными людьми ведал уже Монастырский приказ — чисто светское учреждение. Многие прочие дела, как-то: гражданские иски по духовным завещаниям, дела о насилиях над женщинами, определение наказаний за преступление против веры и церкви и т. п., бывшие раньше в ведении церковного суда, теперь были переданы в ведение суда светского. Уменьшились доходы церкви, связанные с ее судебной деятельностью. Падал и ее судебный авторитет, поскольку в церковном суде теперь стали участвовать представители светской власти. Одна за другой отпадали и льготы, предоставленные ранее церкви: теперь все люди, к ней приписанные, кроме священно- и церковнослужителей с их семьями, сравнялись с прочим податным состоянием: рекрутская повинность и подушная подать были теперь распространены на всех людей, приписанных к церкви. Наконец, церковь потеряла и своего главу — патриарха.
Патриаршая власть после Никона ослабела. Борьба с расколом заставила ее искать себе опору в государственной власти. Но в конце XVII века с усилением иноземного влияния в церкви наступила реакция против новшеств, и патриарх стал все более и более расходиться во взглядах на этот вопрос с светской властью. Так было в правление Софьи; так было и при Петре. В глазах Петра патриарх как бы олицетворял ту самую старину, против которой он только -что начал решительно и круто бороться. Заступничество последнего патриарха за обреченных на казнь стрельцов особенно вооружило царя против патриаршей власти. Перед началом казни патриарх Адриан поднял икону и пошел было в Преображенское «печаловаться» за осужденных. Завидев патриарха, Петр закричал ему: «К чему эта икона? Разве твое дело приходить сюда? Убирайся скорей и поставь икону на свое место. Быть может, я больше тебя почитаю бога и богородицу.. Я исполняю свою обязанность и делаю богоугодное дело, когда защищаю народ и казню злодеев». Патриарх смолчал и удалился.
После смерти Адриана Петр совсем не назначил ему преемника и патриаршество прекратилось. Во главе церкви был поставлен временный «блюститель патриаршего престола» рязанский митрополит Стефан Яворский. В таком положении дело оставалось до 1718 —1721 года, когда, наконец, последовала реформа церковного управления. Сначала была учреждена «духовная коллегия», которая, как и другие коллегии (соответствовали нашим наркоматам), состояла из президента, двух вице-президентов, советников, асессоров и секретарей. Президентом духовной коллегии стал тот же Стефан Яворский, а одним из вице-президентов, ближайший помощник Петра по делам церкви — ученый псковский архиепископ Феофан Прокопович, по мысли которого и была проведена вся реформа. Постоянных членов в синоде не было: все члены были временные, приглашались на определенные сроки императором из числа архиереев (не менее трех), архимандритов и протопопов. В 1721 г. духовная коллегия, названная святейшим синодом, была приравнена к сенату и на ряду с ним непосредственно подчинена царю. Тогда же было решено выбрать в синод из «офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог управления дела синодского знать» и быть ему обер-прокурором. Обер-прокурор являлся представителем государя и в качестве «ока царева» имел надзор над деятельностью синода. Он обязан был следить, чтобы не было в делопроизводстве упущений, и должен был останавливать все незаконные решения синода доносить о них государю и обратно передавать синоду монаршую волю. «Духовный регламент», составленный Феофаном Прокоповичем для руководства синода, так определяет общее значение реформы и задачу нового духовного управления. Соборное правительство менее волокитно и более беспристрастно, нежели власть патриаршая, «понеже в единой персоне не без страстей бывает»; а главное, от соборного правительства нечего опасаться отечеству мятежей и смущения, какие происходят от единого правителя духовного, ибо простой народ помышляет, что такой правитель есть как бы второй государь, самодержцу равносильный или еще больший». Но в области духовного управления синод имеет силу и власть патриаршую: его задача смотреть за чистотой веры, искоренять раскол и суеверие, свидетельствовать чудотворные иконы и мощи, рассматривать духовные сочинения, наблюдать за церковным управлением, избирать епископов, разбирать их дела, наблюдать за строением церквей и монастырей, заботиться о религиозном просвещении и о материальных средствах церкви. Так разрешил Петр вопрос о церковном управлении, коренным образом уничтожив всякую возможность столкновения представителей царской и церковной власти и формально подчинив церковное управление самодержавию.
Дальнейшие мероприятия еще более усилили это подчинение. Сначала с учреждением синода ему был подчинен и монастырский приказ со всем кругом его административно-финансовых и судебных дел. Но затем административно-финансовые дела, главным образом по управлению доходами церковных и монастырских вотчин, что особенно было важно для государственной власти, как мы уже знаем, постепенно были изъяты из синодального управления. В 1726 г. синод уже был разделен на два департамента: один из духовных членов синода — для духовных дел, другой — из светских его членов для дел, связанных с управлением хозяйством церковных и монастырских вотчин. Этот второй департамент синода — коллегия экономии — в дальнейшем (1738 г.) был и вовсе выделен из него в самостоятельное учреждение. В этой политике явно сказалось недоверие государственной власти к церкви, как когда-то самостоятельному учреждению; даже и с переменой церковного управления она еще казалась подозрительной, и ее влияние всячески стремились сократить и урезать. После недолгой реакции, когда дела о церковных вотчинах вновь были переданы синоду, с момента секуляризации (1764 г.) за синодом окончательно остались дела только по духовному управлению. Таким образом с расцветом торгового капитала и организацией прочной самодержавной власти церковь не только была строго и непосредственно подчинена этой власти, но круто урезана в своих правах.
Все это сказалось на положении духовенства. Постепенно, начиная с Петра, оно все более и более превращалось в послушное чиновничество по духовным, а иногда и иным делам. При синоде, кроме явного обер-прокурорского надзора, был учрежден особый тайный надзор — фискальное управление в форме так называемого «инквизиторского приказа», в составе прото - инквизиторов, провинциал-инквизиторов и фискалов. Все они обязаны были «тайно проведывать, доносить и обличать» злоупотребления среди духовенства. В этой форме однако фискальное управление не удержалось. Зато сохранились надолго установленные во всех городах по Духовному регламенту особые докащики или благочинные, «которые яко бы духовные фискалы все надсматривали и епископу доносили». Все это вместе взятое должно было определенным образом воспитывать духовенство, производя внутри его своеобразный подбор людей верноподданных, законопослушных.
В церковной организации» была установлена строгая подчиненность; приказное начало преобладало над выборным, росло вмешательство в церковные дела государства. Синод избирал кандидатов в архиереи, но они утверждались царем; при этом при Петре они приносили присягу — никого напрасно не проклинать, не допускать строить лишние церкви, заботиться об искоренении ересей и раскола, не вмешиваться в мирские дела. Строго подчиненные синоду архиереи были принижены (сравнительно с их прежним положением). Регламент ослабил «всякую народ удивляющую славу их», запретил воздавать им «лишней и почитай царской чести»; над епархиальным управлением надзирали фискалы. Епархиальное управление осуществлялось через архиерейские приказы, впоследствии преобразованные в консистории (1744 г.) Этим последним подчинены были духовные правления, поповские старосты (по финансовым делам), благочинные (для надзора). Выборность низшего духовенства пока еще сохранялась, но все более и более стеснялась и ограничивалась. Все чаще и чаще духовные должности замещались по наследству, притом прямым назначением архиерея. Еще указ 1739 г. предписывал прихожанам на каждое вакантное священническое или дьяконское место выбирать по 2 или по 3 кандидата, а архиереям из них посвящать наиболее достойных. Но на практике этот указ не исполнялся, а зато в выборах духовенства, с обострением классовых противоречий в расцвете торгового капитализма, стали участвовать только «лучшие» прихожане. Между тем у архиереев все больше и больше накопляются кандидаты из лиц, прошедших школу, а стало быть, более грамотные, и постепенно священнослужительские места все чаще распределяются в зависимости от школьных успехов. К концу XVIII века стали уже считать, что выборы духовенства приходом представляют собой явление незаконное и вредное для церкви. И при императоре Павле, после сильных крестьянских волнений, в которых оказалось замешанным и сельское духовенство, приходские выборы были запрещены (1797 г.). Уничтожение выборности низшего духовенства ослабило его связь с приходом, укрепило его зависимость от архиереев и превратило его в такое же послушное орудие синодской власти, как и епископат.
Подобные же перемены коснулись и монашества. Настроенный вообще подозрительно в отношении духовенства, Петр особенно . не терпел монахов, считая, что они—«поядают чужие труды»; от них распространяются ереси и суеверие; они являются источником мятежа против его власти. Когда был открыт мнимый заговор царевича Алексея, Петр говорил: «Когда бы не монахиня (царица Евдокия, жена Петра и мать Алексея) и не монахи, не дерзнул бы Алексей на такое неслыханное зло. Многому злу корень старцы и попы. Отец мой имел дело с одним бородачем (патриарх Никон), а я — с тысячами». Выражая мысли Петра, Феофан Прокопович как бы в объяснение царской политики в отношении духовенства составил особое «Объявление, когда и какой ради вины начался чин монашеский и каков был образ жизни монахов древних и како< нынешних исправить», в котором между прочим писал: «А что говорят, молятся (монахи), то и все молятся; что же прибыль обществу от сего? Большая часть бегут (в монастыри) от податей и от леностей, чтобы даром хлеб есть». Такова была в те времена официальная оценка «класса молитвенников» древней Руси. Неудивительно, что тогда были предприняты строгие меры против монастырей (контроль над монастырскими вотчинами) и против монахов. Поступление в монашество было обставлено рядом стеснительных условий; в 1711 г. было предписано произвести перепись монахов; по монастырям были установлены определенные штаты, и в монахи стали постригать только на открывающиеся вакансии. Одно время, правда недолгое, пострижение даже вовсе запрещалось (указ 1723 г.) Вместе с тем монахи были прикреплены к своим монастырям; бродяжничество монахов, так же как и бродяжничество низшего духовенства (перехожее, крестцовое духовенство), строго преследовалось. Правительство стремилось подчинить всю жизнь монахов суровому контролю, частью в целях усиления строгости монашеского быта, частью в видах наблюдения за благонадежностью иноков: монахам запрещалось иметь собственные деньги, свою прислугу, особое хозяйство, запрещалось даже держать чернила и бумагу в кельях, чтобы монахи не могли писать чего-либо отдельно от остальной братии. Суровые меры против монашества и преследования монахов возобновлялись и после Петра. Во время бироновщины были вновь приняты меры к уменьшению числа монахов: указ 1734 г. предписал не постригать в монашество никого, кроме вдовых священников и дьяконов. Одновременно опять была произведена перепись монахов, и тех из них, которые были пострижены незаконно, расстригали и сдавали в солдаты. Число монахов уменьшилось; в 1740 г. синод выражал даже опасения, как бы они не перевелись. Скоро однако эти строгости прекратились, и в 1760 г. опять было дозволено постригать всех желающих. После секуляризации монастырских вотчин (1764 г.), окончательно сломившей самостоятельную материальную силу старого монашества, для монастырей были установлены определенные штаты: монастыри, как и архиерейские дома, были разделены на три класса с определенным содержанием и с оставлением за ними некоторого количества земель (но не населенных) и угодий, подворьев и загородных дворов. Самое число монастырей и монахов благодаря этой реформе опять очень заметно уменьшилось (за весь XVIII век с 1072 до 452). Несколько уменьшилось и влияние монашества в духовном управлении: если раньше духовные консистории состояли из монахов, а духовные правления возглавлялись ими, то в конце века, уже половину состава в этих учреждениях составляло белое духовенство. Но в сущности все эти перемены в духовном управлении были маловажны и нисколько не изменили установившегося патриархально-бюрократического характера духовной власти; в отведенных ей границах она по-прежнему была бесконтрольной и неограниченной.
Зато превращение духовенства в чиновничество к концу XVIII века, конечно, должно было внести заметные изменения в общее его положение. И действительно, из тяглого сословия, каким оно было при Петре, духовенство при Павле и Александре I становится сословием привилегированным. С первых годов XVIII века начались наборы детей духовенства в солдаты; при введении подушной подати в подушный оклад были зачислены церковники, дьячки, причетники, сторожа (правительство так мало считало их духовными людьми, что еще указом 1705 г. заставляло их брить бороды) и сыновья духовенства. Лишь после долгих и настойчивых хлопот синоду удалось добиться отмены этого распоряжения. Указ 1723 г. установил новые правила, согласно которым от подушного оклада освобождались, кроме священнослужителей, и дети их, а также и церковнослужители, занимавшие штатные места. В этих границах духовенство уже обособлялось от податных классов, это была уже важная льгота, первая привилегия духовного состояния. Но и эта группа не была свободна от податей и повинностей в пользу государства. Все старые жалованные грамоты при Петре утратили силу; еще в самом начале его царствования было указано «тарханы отставить»; и земли и имущества духовенства были обложены рядом податей и оброков. Кроме общих податей, духовенство то поставляло драгунских лошадей на войско, то с негодных к военной службе церковников и детей духовенства брали особый церковнический оклад, то притягивали их к «адмиралтейской повинности», набирая из их среды плотников, то даже заставляли духовенство нести полицейскую повинность в виде отбывания караулов по улицам, явки на пожары. Рассматривая в то же время духовенство, как правительственных чиновников, государственная власть возлагала на него самые разнообразные поручения, как-то: наблюдение за раскольниками, за уклоняющимися от исповеди или от хождения в церковь, за бродячими монахами и попами, за разгласителями суеверий, за правильным производством переписи населения и т. д. В соответствии с развитием политического сыска и розыска (при укреплении императорского самодержавия в начале XVIII века) священники были обязаны объявлять Преображенскому приказу (своеобразная ЧК петровских времен) или тайной канцелярии (тоже во времена бироновщины) о сообщенных им на исповеди «народных соблазнах» и «злодейственных намерениях», к каким были отнесены «измена или бунт на государя или на государство, или злое умышление на честь и здравие государево и на фамилию его царского величества» и даже «слова, до высокой его императорского величества чести касающиеся или государству вредительные».
Наконец, к тем же мерам своеобразного давления на духовенство с целью вышколить из него дисциплинированное чиновничество надо отнести несколько раз в течение XVIII в. повторявшиеся «разборы» духовного состояния. Это была своего рода «чистка духовного аппарата» для того времени. Особенно тяжелую для духовенства форму приняли эти «разборы» во время бироновщины. По указу 1736 г. велено было переписать всех детей духовенства; при церквах оставить действительно служащих и такое же количество неслужащих, а остальных взять в солдаты, оставшихся от набора в солдаты записать в оклад к посадам на пашенные земли к помещику, определить в канцелярские рассыльщики и т. д.
Постепенно однако отношение правительства к духовенству начинает меняться, и к концу века последнее получает снова некоторые особые права и льготы. Еще при Петре, с учреждением синода, собственно духовенство освобождается от подушной подати, а также от рекрутской повинности и от воинского постоя (за неимением казарм, солдат в те времена часто размещали по домам обывателей). В 1736 г. духовенству удается избавиться от дневок и ночевок на съезжих дворах (соответствовали нашим отделениям милиции) и от посылок к колодникам (арестантам), а также в дома к офицерам для работ. При Елизавете (1740—1750 гг.) с духовенства сняты пожарная и караульная повинности. Все это уже выделяет духовенство из тяглого состояния, возвышает его. В Екатерининской комиссии (1766 г.), созванной из выборных от всего населения для составления проекта нового уложения, духовенство, правда, не было представлено вовсе (если не считать единственного духовного депутата — митрополита Гавриила), все же относительно духовенства был поставлен вопрос о причислении его к «среднему роду» людей; митрополит Гавриил настаивал даже на уравнении духовенства с дворянством. Вопрос однако решен не был. Около того же времени запрещены были телесные наказания священников и диаконов духовным начальством. В 1760 годах уничтожены хлебные сборы с церквей и сборы с приходского духовенства на военное дело; уничтожены и все вообще тяглые сборы в пользу архиереев с приходского духовенства за исключением сборов за поставление. А в начале XIX в. уже все духовенство освобождается от телесного наказания по приговорам и светских судов. Наконец, при Павле духовенство, как и всех прочих чиновников, стали награждать орденами, что давало ему право на приобретение дворянского звания, а стало - быть и владения населенными землями... Все это вместе с смягчением административной приниженности духовенства и улучшением материального его положения дало возможность московскому митрополиту Платону (конец XVIII в.) сказать, что «застав духовенство в лаптях, он увидел его обутым в сапоги и введенным в гостиные». Так из приниженного, тяглого состояния, в которое волею самодержавия было поставлено некогда самостоятельное духовное сословие, с открывшейся для самодержавной власти возможностью использовать его в качестве духовного чиновничества, оно как бы в возмещение за потерю самостоятельности и вместе в соответствии со своей новой ролью, вновь занимает высокое и теперь даже привилегированное положение «чиновной челяди».
Но это не было единственной причиной такой перемены. Другая причина лежит в отношении самого духовенства к новой форме самодержавия с ее увлечением иноземными новшествами, с ее крутой ломкой привычной и освященной веками старины, с ее чисто светским духом. Именно это новое направление самодержавия вызывает недовольство духовенства, хотя и очищенного расколом, но все еще малокультурного и косного в своих взглядах. Уже в самом начале реформы в лице патриарха оно попробовало заявить, правда, слабый протест против новшеств. В ответ на это патриаршество было ликвидировано. Высшие духовные посты при Петре были замещены учеными киевскими монахами, —« людьми передовыми по тому времени, духовными деятелями, а главное, более гибкими, деятельными и сочувствовавшими преобразованиям. Такие епископы, как Стефан Яворский, Димитрий Ростовский, Филофей Лещинский и впоследствии особенно Феофан Прокопозич, составили при правительстве как бы новый «кружок ревнителей», только не мечтавший о реформе церкви, а помогавший духовными средствами петровской реформе государства. Они заводили училища, боролись с расколом, обращали в православие инородцев, разъясняли с церковной кафедры значение тех или иных политических мероприятий. Высшее духовенство, озлобленное засильем иноземцев, затаило вражду к царю и недовольство его реформой. Это сказывалось в его поведении, в пассивном сопротивлении реформе, наконец, в агитации против реформы в церковных проповедях. Так Стефан Яворский, впоследствии перешедший в лагерь противников реформы, сравнил однажды царя-реформатора с верблюдом, мутящим воду, чтобы не видеть своего безобразия. Все это не могло не питать ненависти Петра к попам и монахам и не вызывать репрессивных мер и законов против духовенства в целом. Отношения особенно обострились в связи с делом царевича Алексея, наследника Петра I. Воспитанный матерью под влиянием духовенства, он был предан старине и не сочувствовал реформам. Недовольные реформой связывали с ним большие ожидания в будущем и называли его «надеждой российской». Петр обвинил сына в заговоре против себя, и он был осужден на смерть (царевич не дожил до казни). Зато были казнены его вдохновители — духовники царевича и царицы и близкий к ним ростовский архиерей Досифей, осуждавшие реформу.
Неудивительно, что все духовенство было взято под подозрение, а поставленные над ним инквизиторы и фискалы строго следили за его деятельностью и настроением. Уже тогда, под влиянием такой политики, среди духовенства стал вырабатываться все более и более распространявшийся тип людей смирных, покорных, далеких от всякой общественной деятельности, преданных лишь интересам материального благополучия и своей духовной карьеры. Смирно жить из-за куска хлеба и «беречь мантии и клобука белого» — становилось мудрым правилом жизни все большего числа духовенства. Дальнейшие события подтверждали мудрость этого правила. Во времена бироновщины, связанной с беспощадной эксплуатацией страны кучкой грубых иноземцев, духовенство в лице отдельных представителей снова пробовало проте-ствовать, как и во времена петровской реформы. Протест чаще всего выражался в своеобразном «саботаже» — в отказе петь так наз. «царские молебны» в установленные со времени Петра табельные (царские) дни. В ответ на эти протесты посыпались обвинения духовных лиц в ереси, в порицании реформы, в замыслах против представителей власти (немец Бирон и др.); губернаторы забирали духовных лиц в свои канцелярии, держали их под арестом, подвергали их телесным наказаниям; аресты и ссылки духовенства принимали иногда массовый характер; то одного, то другого епископа или архимандрита лишали сана, заточали в монастырь, сажали d крепость. Особенно жестока была расправа с епископом Феофилактом Лопатинским: обвиненного за его самостоятельность в «папежстве», Феофилакта арестовали, пытали (три раза поднимали на виселицу, били в Тайной Канцелярии) и, наконец, измученного пытками заперли в Выборгском замке. Расправа бироновщины с отдельными представителями духовенства, как и вообще уже известные нам тогдашние репрессивные меры против него (разборы и пр.), была таким образом ответом на его попытки отстаивания своей прежней самостоятельности и былой рук ходящей роли. Разгром, произведенный бироновщиной среди духовенства в этом отношении, завершил меры Петра: все более или менее стойкое и активное среди духовного сословия было вытравлено или подавлено; выживала и процветала пассивная посредственность: указанное выше мудрое правило жизни стало достоянием массы. Духовные «Молчалины» были выработаны «историей» и сделались великолепным орудием самодержавной власти в ее дальнейшем существовании.
Несмотря на официальные перемены в правовом и отчасти в материальном положении духовенства в течение XVIII века, перемены, которые касались преимущественно высших его слоев, положение и быт низшего приходского духовенства оставался почти неизменным или изменялся незначительно, главным образом в смысле разве только некоторого поднятия его культурного уровня. Так же как некогда Стоглав (1551 г.) или собор 1667 г., и Духовный регламент (1722 г.) велел наблюдать, чтобы священники не шумели пьяные по улицам, не ссорились «как мужичье» за обедом, не являли силы и храбрости к питию, не пили по кабакам и не валялись пьяными». Оставалось неурегулированным и его материальное положение. Не говоря уже о массе всякого рода налогов, повинностей и поборов, правда, отмененных и смягченных к концу XVIII века, низшее духовенство было вынуждено существовать часто почти исключительно обработкой своего надела. При Петре предполагалось установить обязательный взнос с прихожан на содержание духовенства, «чтобы впредь священство от симонии и бесстыдного нахальства, отвратить, дабы и впредь не домогались платежу за крещение, погребение, венчание и пр.»; но это было введено только в раскольничьих приходах (где нельзя было ждать достаточного количества треб). Руга или жалованье выдавалось только немногим городским церквам, за которыми не было ни угодьев, ни приходских сборов. Не получая, таким образом, регулярных доходов, низшее сельское духовенство, естественно, отдалось почти исключительно сельскому хозяйству, по-прежнему часто не отличаясь от крестьян ни по образу жизни, ни по культурному уровню. Так же, как и прежде, материальная необеспеченность мешала отправлению пастырских обязанностей. «И ради земледельства поповского, — говорит Посошков, — стоят церкви божий, яко пустые храмины, без славословия божия, а православные христиане умирают за их земледельством ничем не отменно от скота... В таких суетах живуще, не только стада христова пасти, но и себя не упасти». Не лучше было положение и ружных священников, где еще сохранилась руга. «Владеют мужики (горожане) и кормчествуют (несмотря на запрет собора 1667 г.) церквами», —жалуется один архиерей: «на всякий год сговариваются со священниками на дешевую ругу, кто меньшую ругу возьмет, хотя которые попы и пьяницы и бесчинники... а от того архиерею великое преобиденье и бесчестье, что церквами архиерей не владеет, а владеют мужики, а священники бедные и причетники у них вместо рабов и говорить против них ничего не смеют». Недаром выборное начало в приходах было отменено впоследствии: оно действительно било и по священникам и по архиереям. В крепостных селах священники был бесправны в отношении помещиков. «Некоторые помещики,— пишет сенатский указ 1769 г.,—священно- и церковнослужителей не только побоями, но и наказаниями оскорбляют; напротив того, обиженные ныне от светских команд (учреждений) по просьбам своим удовлетворения не получают, а другие по причине своего неимущества от судного по форме процесса отрицаются».
Материальная необеспеченность, как всюду и везде, питала бесправие и приниженность приходского духовенства: зависело ли оно от «мужиков» в городах, или от помещиков-крепостников в селах, оно, без сомнения, не меньше зависело и от духовного и светского начальства. Недаром почти до конца века продолжаются насилия над низшим духовенством со стороны губернаторов и воевод; недаром и в духовном ведомстве царят прежние административные нравы — плети, палки, заключение в консисторские тюрьмы, работы на архиерейском дворе и пр. и пр. Грозные типы духовных владык, часто державших себя как вельможи, были весьма распространенным явлением. Неудивительно, что выделенное по закону, «из подлости», низшее духовенство по-прежнему браталось больше «с подлым народом» и участвовало вместе с ним в крестьянских волнениях против помещиков и властей. В восстании Пугачева, направленном вообще против «сильных мира сего», погибло около 230 духовных лиц: по отношению к высшему духовенству восставшими применялись жестокости; среднее духовенство колебалось между обеими сторонами и правительством подозревалось в измене; низшее духовенство подверглось репрессиям за участие в бунте: 129 священников было лишено сана. Так, пугачевский бунт, как некоторый реактив, вскрыл давно уже чувствовавшееся расслоение духовного состояния.
Настроение и быт духовенства изменялись медленно. Укрепившаяся наследственность приходских должностей и замкнутость духовенства способствовали этой косности быта. Но превращение духовенства в ведомство святейшего синода и духовное чиновничество все же должно было внести и постепенно вносило перемены и в этот быт. Следует отметить: повышение культурного уровня духовенства, постепенное изживание прежних особо бросавшихся в глаза пороков (гомерическое пьянство, бесчинства крестцового духовенства и пр.), распространение в его среде некоторого образования и просвещения. Появились и стали распространяться духовные школы. По предписанию Духовного регламента к концу царствования Петра при архиерейских домах было открыто до 46 епархиальных школ: они строились под наблюдением «преосвященных», снабжались учителями из московской или киевской академии и постепенно наполнялись учениками. Их программа, состоявшая из словесных и преимущественно богословских предметов, все расширялась; и в 1737 г. все епархиальные школы были переведены в семинарии с 8-летним курсом, широким кругом, конечно', богословских наук и значительной стоимостью содержания. Но жизнь таких школ была жизнью замкнутой бурсы (недаром предписывалось для нее «строить домы образом монастыря»). В них все было размерено по часам: «все бы семинаристы, как солдаты на барабанный бой, так на колокольцев голос принимались за дело, какое на час уреченный назначено».
Духовные семинарии XVIII в. за неимением тогда других достаточно просвещенных кадров давали не только более или менее образованных священников и архиереев, но и вообще покрывали нужду в развитых и знающих людях. Светская школа тогда была еще не налажена, долго еще не было возможности ни набрать в нее достаточного количества желающих учиться, ни даже иногда вооружить учащихся необходимыми знаниями. Вот что рассказывает один из современников переписи 1710 г.: «Переписчики священников неюлят на всяком погосте строить школы и велят учить разным наукам, а чем школы строить и кому быть учителями и каким наукам учеников учить и по каким книгам учиться и откуда пищу иметь и всякую школьную потребу приискать, тою они, переписчики, определить не умеют...» В XVIII в. не умели определить подобных вещей и не одни переписчики: сама светская власть долго еще колебалась в выборе наиболее целесообразного типа светской школы. Но как бы то ни было от цифирных школ с их узко техническим уклоном через специальную военную школу 30—40 гг. XVIII в, и общеобразовательные гимназии и народные училища Екатерины светская школа все прочнее становилась на ноги, привлекала к себе все большее внимание, завоевывала все более широкие круги и все далее и далее на задний план оттесняла духовную школу, которая уже тогда начинала казаться несколько старомодной. «Церковность», религиозное или церковное миросозерцание прежних времен заменялось мировоззрением светским. Внутри церкви это сказалось в борьбе с суевериями, в «очищении веры», в развитии ересей и сектантства, сказалось и, наконец, «в отходе от церкви, в развитии так наз. вольнодумства».
Однако, русское православие — эта старинная смесь язычества с христианством — пережило и феодальный строй и развитие торгового капитала. На Руси оставались еще глухие углы, не затронутые товарным движением, общественные классы, чуждые связанному с ним строительству, наконец, отдельные слои и группы, так или иначе хранившие старину. Чудесно «плачущие» иконы, кликуши, колдовство были распространенным явлением. Духовный регламент рассказывает, что «в стародубском полку в церковном хоре водят жонку простоволосую под именем святой «Пятницы»; в другом месте попы молебствуют с народом под дубом; петровские команды, разоряя часовни, снимали с икон «оклады и привесы» (драгоценные украшения колдовского характера); указами запрещались хождения по улицам с образами и святой водой. Но уже устраивались маскарадные шествия «всешутейшего собора», своего рода антирелигиозные демонстрации, с их пародией на крестные ходы и насмешкой над церковными обрядами и предметами культа. Образованное общество— сподвижники Петра, люди, имевшие связи с иноземцами, побывавшие за границей, — уже как бы стыдилось прежней простодушной религиозности и старалось ее прятать. Под влиянием насмешек иностранцев в 1707 г. был, напр., организован целый приказ для надзора за иконами (во главе его художник Зарудный с титулом «суперинтендант изуграфств исправления»). Даже синод должен был принять участие в этой борьбе с церковной стариной и ее обрядностью. Рассылались, например, синодские увещания о бесполезности богатых риз на иконах и пр. Впрочем, борьба с церковными украшениями и пышностью богослужения со стороны власти имела в то время основанием скорее изыскание средств для государственной казны, нежели стремление очистить церковь. Во всяком случае одна лишь обрядовая религиозность определенно подвергалась осуждению. «Я мню, — пишет Посошков с сожалением, — что и на Москве едва сотый человек знает, что есть христианская вера или кто бог, или что есть воля его, или как ему молиться. Не обретается в нас ни знака христианского, кроме того, что мы только именем словем христиане, а почему и что за сила в том названии не знаем же». Со своей стороны и Петр писал в указах, что «народ не знает ни веры, ни надежды, ни любви, — все упование кладет на пение церковное, пост, поклоны, строение церквей, свечи и ладан».
Власть хотела укрепить нравственное воспитательное влияние церкви, чтобы крепче держать народ в узде управления. Так вставал вопрос о религиозном просвещении народа. Об издании соответствующих книжек говорят и Петр и Посошков; Синод ставит это в порядок дня; рождается мысль о распространении библии. Однако пришлось ограничиться кое-чем: издан букварь Феофана Прокоповича, разослано по епархиям несколько книжек. Почти поголовная безграмотность народной массы должна была затормозить это дело.
Однако власти, даже и при Петре, отнюдь не думали предпринимать новой реформы церкви или тем более уничтожать весь культ и обряды. С государственной точки зрения вера не была бесполезна, только вес ее среди всех прочих человеческих дел упал, и потому даже разные обряды ее были1 безразличны. Петр писал в своем указе: «Совести человеческой приневоливать не желаем и охотно предоставляем каждому на его ответственность пещись о спасении души своей» (1702). Даже новый еретик, появивщийся на Москве в то время, лекарь Дмитрий Тверитинов, не был сожжен за свою ересь. В сенате, где его судили, сенаторы стали за еретика, отрицавшего и чудеса, и церковную иерархию, и не дали его в обиду. Зато все-таки пострадал его последователь, цирюльник Фома Иванов, попытавшийся приложить еретические взгляды к делу: он изрубил топором икону, — Фому за это сожгли в срубе. «Слово» и «дело» в практике просвещенной политики того времени часто расходились резко.
Так же, как в старину, «благочестие» и теперь продолжали насаждать полицейскими мерами. Предпринимались цензурные кары против вредных для православия сочинений, издавались указы о хождении в церковь по праздникам и о каждогодной исповеди под угрозой штрафа; штрафом же (1 рубль) при Елизавете каралось нарушение благочестия в церкви; тогда же пытались установить надзор... за содержанием в чистоте икон в крестьянских избах. ЕкатеринаII по-прежнему наказывала за небытие у исповеди и причастия.
Религия в тот «Век просвещения» (так называли его старые историки) не менее чем в прежние времена считалась важной политической силой. Если раньше простая наивная вера народа искренно разделялась и правящими кругами; если впоследствии стали уже понимать взаимную пользу от поддержки государством церкви; то теперь, признавая веротерпимость, тем не менее хотели сделать церковь чисто государственным учреждением и воспользоваться влиянием церкви на народные массы в целях укрепления самодержавия и государственной мощи. Екатерина II писала: «Дидро (глава тогдашних французских безбожников, с которым «свободомыслящая» (на показ для Европы) русская императрица находилась в переписке) слишком навязывается со своей идеей: эта идея хороша для бумаги, которая все терпит, но не для меня, несчастной императрицы, имеющий дело с людьми, которые «чрезвычайно бывают чувствительны». Т. е., другими словами, понимая и якобы одобряя безбожие Дидро, ловкая правительница считала необходимым в интересах своих и в интересах господствующего класса отнюдь не колебать установившегося в государстве положения церкви, которая так хорошо и удачно используется им в его целях.
Но чем внимательней относилась к господствующей церкви государственная власть, чем скорей примирялась церковь с новым строем и новой политике государства, чем, наконец, тесней становилась зависимость ее от самодержавия, которому она уже верно служила, тем дальше отходили от нее непримиримые противники каких бы то ни было церковных перемен, люди строго державшиеся «аза» и люди «духовного делания».
Раскол укреплялся. Этому помогало и развитие северного лесного хозяйства, и расширение торговых путей, и рост торговой связи с заграницей. Старые центры раскола на Ветки и в Керженских лесах быстро разрастались. Ветка сделалась метрополией поповщины: здесь был выстроен первый раскольничий храм; отсюда рассылались попы и наставники во все концы раскольничьего мира. Такое же значение получил и Керженец. Здесь сосредоточилась 'вся раскольничья ученость; отсюда выходили главные раскольничьи начетники. В XVIII в. в лесах Поморья вырос новый раскольничий центр, Выгорецкий скит, скоро разросшийся в целый город. Устроителями его были дьячок Данила и братья-князья Мышецкие, принявшие имя (Денисовых. Они привлекли к себе1 множество скитавшихся по лесам раскольников, главным образом крестьян, и с их помощью завели большое хозяйство: охотились на пушного зверя, на Мурмане ловили рыбу, вели крупную торговлю хлебом. Выг сделался торговым центром с большими капиталами, пристанями, амбарами и складами. Разбогател и скит: братья Денисовы завели в нем библиотеку старых рукописей и старопечатных книг, устроили школы для обучения грамоте, списыванию книг, церковному пению, иконописному искусству. Денисовы держали связь между раскольничьими скитами. Выгорецкая обитель стала культурным центром особого раскольничьего толка—беспоповщины.
Раскольничьи центры разрастались: от них отделялись колонии, «скиты» и «пустыни»; леса заселялись ревнителями старой веры и «древнего благочестия»; в них воспитывался дух стойкости, предприимчивости, свободы; колонии управлялись старостами и выборными людьми, сменявшимися погодно. Раскол распространялся по всей России; количество раскольников насчитывалось сотнями тысяч. Это был своеобразный протест против гнетущего самодержавия и против давящего союза церкви и государства, но протест пассивный, какого-то полуанархического характера, без тени революционной борьбы.
Реформа Петра в глазах раскольников была дальнейшим, вслед за Никоном, отступлением от веры. Мысль о пришествии антихристова царства, казалось, получала теперь полное подтверждение: антихрист воплощался в Петре, царе-немце. В народных массах шли толки. Говорили, что не напрасно было и учреждение синода: антихрист Петр «принял на себя власть не только царскую, но и святительскую; что он неспроста составил регламент, учинил народное описание, исчислял живых и мертвых: ничто не укрылося от руки его». Такие речи были, конечно, оскорблением величества, подрывали авторитет самодержавия, а потому, с точки зрении Петра, и авторитет государства. «Смутьянов» или мятежников нужно было карать, и их жестоко карали; даже за «подметные письма» жгли (указ 1715 г.). Однако, к расколу, как к церковному учению, отношение было иное. Гонения на раскол прекратились: «Пусть живут, — говорил Петр. — Когда уже нельзя их обратить от суеверия рассудком, то, конечно, не пособит ни огонь, ни меч, — мучениками же за глупость быть ни они той чести недостойны, ни государство пользы иметь не будет». Раскольникам велено было платить двойной подушный оклад, и за это они получали свободу веры. Некоторые (в том числе и раскольничья буржуазия на Выге) воспользовались разрешением и, таким образом, примирились с светской властью. К «непримиримым» или «тайным» раскольникам, чуравшимся светского общения, следовательно', к противникам власти, по-прежнему применялись строгие меры — обыски, особая «раскольничья» одежда, запрещение богослужения, разорение скитов. Время от времени строгости усиливались. Наряжались своего рода «карательные экспедиции» в раскольничьи центры: в 1735 г. сожжены скиты на Ветке и до 40 тыс. беглецов разослано по разным местам; в 1736 г. переписаны и обложены большим окладом раскольничьи слободы Стародубья; до 1740 — 50 гг. раскольников стесняли в выборе одежды, брали с них пошлины за ношение бороды, требовали паспорта для переездов. Усиление гонений, как и при Софье, опять вызвало несколько случаев самосожжения: в одном месте сожгли себя около 150 раскольников, заявив, что «сжигает их грабительство и разорение команд». В 1761 г. вышел было примиряющий указ о защите раскольников от обид, «ибо внутри империи и иноверные яко магометане и идолопоклонники состоят, а те раскольники—христиане». Но для господствующей церкви замена светского меча (физических наказаний) мечом духовным (силой проповеди, убеждения) казалась недостаточной оградой от раскола, и преследования раскольников продолжались.
Между тем, в самом расколе шли споры. Многие по-разному понимали старую веру и спорили из-за отдельных отав, текстов и обрядов. К концу века было уже несколько десятков различных раскольничьих толков. Их по-прежнему объединяли вражда к «никоновой вере» и пассивное неприятие светского государства. В последнем смысле 'наиболее характерной раскольничьей сектой для XVIII В', являются так наз. «бегуны» или «странники». По учению бегунов, желающий спастись должен уйти от мира, где царствует антихрист, «не принимать печати» его (паспорта), не «иметь ни града, ни села, ни дому», а «таитися и бегать», вечно странствовать. Казалось, иного выхода -и не было для русского крестьянина XVIII в. из того мира, где все туже и крепче затягивалась на нем петля крепостного права, и где все сильней и сильней давил гнет дворянского государства. Ни в скиту, ни в монастыре нет безопасности: убежище только в «прекрасной матери-пустыне», которая открывает страннику приют в своей «густыне», в лесной чаще; там раздаются «гласы архангельские», там легче найти дорогу к горнему граду Сиону, «где растут и процветают древа райские всегда, где рождают, умножают своего сладкого плода» (страннический стих). У бегунов была своя тайная организация: одни из них были настоящими странниками, другие — только странноприимцами; последние укрывали первых: они специально устраивали свои дома (с подпольями и подземными ходами); находили «бегунские деревни», сплошь состоящие из таких домов.
Но отречение от мира, которое являлось основой учения бегунов, было только одной стороной раскола; другой его стороной являлась жажда «искупления», стремление очиститься от мирской скверны (отсюда и самосожжения раскольников). Особенно ярко выразилось это стремление в раскольничьей секте хлыстов (хлыстовщина или христовшина), распространившейся в то же время. О начале секты так говорит хлыстовское предание: «В 1645 году в Стародубской волости, в приходе Егорьевском на гору Городину (Владимирского округа, Иваново-Вознесенской области) сокатил на землю на огненной колеснице окруженный ангелами и архангелами сам господь саваоф и вселился в пречистую плоть крестьянина Данилы Филипповича». Первым делом Данила собрал все книги (св. писании) в куль и бросил их в Волгу, заявив, что никаких книг — ни старых, ни новых— не нужно, нужна только «книга золотая, книга животная, книга голубиная — сам сударь дух святой». Вместо старого - церковного откровения, вместо общения с богом через молитву и богослужение найдено новое мистическое (таинственное, духовное) общение с божеством. «Дух» сходит на сектантов во время их «радений» и открывает им истину и блаженство. Обычно после общей трапезы собравшиеся хлысты в белых рубахах и с зажженными свечами садились на лавках, мужчины и женщины друг против друга, под председательством «кормщика» или «кормщицы» корабля (корабль — хлыстовская община). Кормщик или кормщица давали благословение по очереди; всем присутствующим, и один за другим они пускались парами в быструю пляску с подскакиванием, с пением, переходившим под конец в дикие выкрики, при чем некоторые в то же время били себя палками и цепами. Эта пляска и самоистязание приводили сектантов в состояние духовного экстаза (исступления): им казалось, что их поднимал сам «дух святой». Время от времени среди бешеной пляски и пения выговаривались слова и фразы, которые расценивались как пророчества: человек говорил не от себя, а от «духа». В некоторых (но далеко не во всех) кораблях радения кончались «обрядом христовой любви», когда среди полного умоисступления происходило беспорядочное половое общение участников и участниц. Но радения (духовная радость) были лишь временным и случайным утешением от мирской скверны. Настоящее отдохновение, по мнению хлыстов, наступит лишь «на том свете», блаженства которого красочно и с любовью описывали хлыстовские песни.
Хлыстов, как и бегунов, преследовали: первых — за нарушение общепринятой нравственности, а вторых — за уклонение от государственного тягла и помещичьей барщины. В 1733 году комиссия для розыска в Москве круто расправилась с хлыстами: их вожди (бывшие монахи и монахини) были казнены; прочие, как и впоследствии, наказывались кнутом и ссылались на каторгу.
Еще дальше от всякой церковной обрядности отошли сектанты, совсем мало связанные с расколом, — таковы были духовные христиане (духоборы, молокане). Их учение ведет начало от ересей XVI века, через беспоповщинские толки и взгляды московских еретиков XVIII века (Дм. Тверитинов и др.); на него влияли также крайние течения протестантства, занесенного многочисленными иноземцами, приезжавшими к нам не только' в качестве техников и инструкторов—людей городского класса, но и колонистов-крестьян (особенно при Екатерине). Духоборы и молокане не бежали от мира, как странники, и не утешались самозабвением от его зол, как хлысты, но пытались перестроить самую жизнь на каких-то, по их мнению, более справедливых началах. Духовное христианство распространилось на Украине среди свободных крестьян. Основоположником его считается Селуян Колесников, уроженец Екатеринославской губ., проповедовавший полное отрицание церковных обрядов во имя поклонения богу «духом и истиной»; церковь, по его учению, это — общество только духовное, в котором и иудеи, и магометане, и язычники такие же члены, как христиане; спастись можно и без веры во христа. Настоящим же организатором духоборчества явился, однако, Илларион Поборихин, богатый крестьянин б. Тамбовской губернии, занимавшийся оптовой продажей шерсти. Разъезжая по своим торговым делам, он вел пропаганду духовного христианства, укреплял духоборческие общины, смело вступал в споры с православным духовенством.
Духоборы считают, что мир лежит в зле; в нем торжествуют сыны Каина. Поэтому они, как сыны Авеля, не признавали ни властей светских ни властей духовных, отрицательно относились к военной службе1, отказывались платить подати и исполнять повинности. Они верили в грядущий великий суд божий, когда соберутся «все трудящиеся и обремененные» для совершения правды. Тогда «почтение сотворит господь ко всем живущим на земле». Старые небеса погибнут сожигаемые; все растает. Будут небеса новые с землей новой, и все земное обновится. «Всякое естество человеческое уравняется; перегородки между людьми огонь поест». Установятся новые порядки, перестанет «человек ненавидеть человека», и наступит «царство божие на земле, царство мира и радости».
Воззрения духоборов, и особенно практика их веры, колебали существующий общественный и политический строй. Правительство не могло потерпеть этого, и в конце XVIII века на духоборов посыпались репрессии. Их разлучали с семьями, отправляли на фортификационные работы, сажали в крепости, заточали в монастыри, подвергали телесным наказаниям. Преследования духоборов продолжались и в XIX веке. Только в начале XIX века по указу 1802 года духоборам было разрешено поселиться свободно на отведенной им земле в Мариупольском округе на реке Молочные Воды. Здесь устроилась процветавшая несколько лет колония духоборов; здесь и попытались они провести в жизнь свои общественные христианско-коммунистические воззрения. В количестве нескольких десятков семейств они устроили здесь крепкие селения, насадили большие сады, занялись хлебопашеством и скотоводством. В духе старинного утопического равенства они образовали общие поля, ввели общинную обработку земли, общинные магазины, запасы, мастерские и общинное пользование продуктами. Они представляли собою сплоченное ядро, управлялись своими выборными людьми, все внутренние дела вели у себя дома, никогда не обращаясь в правительственные суды. Признавая себя обязанными платить подати за землю, которую они не считали себе принадлежащей, во всем остальном они всеми мерами старались избегать какого бы то ни было общения с властями государства Российского... Наступившая реакция 20-х годов разрушила эту духоборческую коммуну.
Таким образом, духовное христианство было широкое воззрение, выходившее за пределы какой бы то ни было церкви, или же, вернее, воззрение, стоявшее как бы на полпути между религиозными задачами церкви и чисто светским, мирским идеалом. Ощупью, в темноте и борьбе с этим миром, где и церковь и государство состояли на службе господствующих классов, низшие, угнетенные классы искали своей «веры», которая бы не замыкалась в церковном здании, в застывших обрядах, в книжном учении, в узкой нетерпимости к инаковерующим, а охватывала бы весь мир, поднимала на переустройство жизни и давало бы радость и блаженство. Туманные небесные идеалы опускались на землю; мировоззрение становилось светским, царство божие начинали искать здесь, на земле.
Теряли свой старый церковный характер жизнь и воззрения и верхов общества нашей аристократической интеллигенции XVIII века. Еще сподвижники Петра в деловых сношениях с иностранными людьми разной веры привыкли расценивать людей по их практической ценности, независимо от их религиозных взглядов. Это развивало веротерпимость, которая уже сказывалась, как мы видели, в отношениях Петра I к раскольникам и еретикам. Иностранное влияние, бурная и подвижная, выбитая из колеи жизнь, ломка и перестройка старого быта, — все это развивало легкое отношение к общепринятым обычаям и взглядам, к обрядам церкви и к правилам нравственности. Отсюда антицерковные маскарады Петра, осуждение домостроевских порядков, легкие нравы придворных, доходившие до рас пущенное™. Узда церковных запретов была снята, и светское общество, почувствовав себя свободным, проникалось эпикуреизмом— чувством наслаждения жизнью. Малоразвитая русская аристократия переживала как бы своего рода эпоху возрождения, только в ее грубых формах, когда, по резкому выражению Сумарокова, «напудренный человек превращался в напудренную скотину».
Но вместе с иностранной модой проникало к нам и иностранное образование: иностранные науки, иностранная философия. Уже знакомились с французскими скептиками — Бэйлем и Монтескье, начинали читать безбожника Дидро и энциклопедистов, увлекались боровшимся с церковью и духовенством Вольтером. Уже не кружки ревнителей древнего благочестия, а кружки поборников светского просвещения группировались в аристократических гостиных. Вслед за императрицей и государственные люди (в рассуждениях и на словах) часто являлись противниками церкви и духовенства, даже обер-прокуроры синода бывали люди самых новых взглядов на религию (екатерининский обер-прокурор Чебышев, по рассказам, «щеголял своим атеизмом»).
Екатерининское придворное вольнодумство было, однако, быстро смыто грозой наступившей Французской революции. Но светское мировоззрение сохранилось и продолжало укрепляться во все более и более расширявшихся кругах дворянской, а после и разночинной оппозиционной интеллигенции.
Итак, торговый капитал, объединив и укрепив государство и организовав прочную самодержавную власть, объединил и разрозненную феодальную церковь; вслед за тем, не без борьбы с ее стороны, он подчинил: церковь уже выросшему, тогда в мощную силу самодержавию, которое использовало' ее в качестве духовного орудия своего господства, превратив духовенство в духовное чиновничество. Однако, народные массы уже сопротивлялись этому двойственному гнету самодержавия — и над телом и над душой. Бунты Разина, Пугачева, волнения раскольников, движение сектантов, наконец, развитие интеллигентского вольнодумства, — все это расшатывало веками сложившийся самодержавно-крепостной строй.
Развитие торгового капитала наложило, конечно, свою печать и на это движение протеста. В частности мы уже видели, какую большую роль играл торговый капитал («посадские люди») в создании и процветании так называемой поповщины или старообрядчества. Можно сказать, что церковная организация поповщины к началу XIX века была лишь «псевдонимом (другим наименованием) широкой организации тогдашнего торгового капитала»: старообрядческие общины и ячейки поповщины на местах были агентами «Таганки и Рогожской» — этих московских центров по торговле хлебом, рыбой, скотом. Ясно, что в этой части раскола протест против русской государственности мог выражаться только в форме «дипломатических представлений» и в конце -концов должен был привести к установлению какой-то договоренности с предержащими властями, что и было на деле.
В беспоповщинских и сектантских общинах развитие торгового капитала тоже оказало свое, хотя и косвенное, влияние. Бесформенная крестьянская масса с развитием денежного хозяйства постепенно, хотя и медленно-, оформлялась, кристаллизовалась, выделяя из себя, конечно, еще не многочисленную, но крепкую верхушку зажиточных крестьян — кулаков-богатеев. Вышедшие из этого слоя крестьянства «купцы» — эти обыкновенно бывалые и много видавшие люди с организаторской сметкой и административными головами —начинали играть руководящую роль в раскольничьих, крестьянских общинах, становились их учителями, организаторами, вождями. Около них группировались их товарищи и агенты. Община расслаивалась: руководящая верхушка прибирала к своим рукам ее широкие круги, стремилась использовать их в своих торгово-деляческих интересах, попросту их эксплуатировала. Это и вело к разложению сектантских коммун. Вот почему коммунистические сектантские мирки, первоначально развиваясь и даже процветая, обычно разваливались, как карточные домики, при большем или меньшем упрочении необходимых им связей с капиталистическим миром. Отсюда и этот двойственный характер сектантства: с одной стороны, «поглядывание назад» — иллюзии о построении какого-то старинного коммунистического рая, но с другой, — «забегание вперед» — настроения и идеалы свободного мелкособственнического хозяйства.